Елена Педченко » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Опубликовано 2009-11-16 Опубликовано на SciPeople2009-11-16 23:42:41 Журнал«Культурное многообразие от прошлого к бубущему»


К вопросу о приемственности культуры Серебряного века и эпохи Возрождения
Педченко Е.В. / Елена Педченко
Второй Российский культурологический конгресс с международным участием : Программа. Тезисы докладов и сообщений. – СПб: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. – С. 180
Аннотация Рубеж ХIХ-ХХ веков или Серебряный век называют, вслед за Н.А. Бердяевым, «русским культурным ренессансом». Это определение связывают с расцветом искусства, с возрождением языческой культуры и переосмыслением христианства. Кроме того, философы и художники видели в серебряном веке аналог европейского Возрождения как в культуре и умонастроениях, так и в формах воплощения этих идей в философии, литературе, живописи, музыке. Шел поиск новой духовной культуры, которая изменит саму природу отношений между людьми. Христианские и гностические умонастроения то вступают в органический союз, то в противоречия. Переосмысление понятия быта и бытия, представлений о свободе личности и ее развитии, определило появление радикальных взглядов философов и новых литературных опытов. В русской религиозной философии рубежа ХIХ-ХХ веков основным содержанием целых философских концепций становиться философия любви. Для Вл. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова главным предметом осмысления стало платоновское учение об Эросе и его воплощение в разные культурные эпохи, прежде всего Ренессансе, который был несмотря на многочисленные противоположные тенденции, совершенно исключительным периодом огромной эротической напряженности. Такая насыщенность эротикой и чувственностью характерна для творческих эпох, так как они есть физическое выражение творческой силы. А также для эпох революционных, которые ощущают силу перелома и жажду свободы. В центре внимания вновь становиться человек. Как физическое явление, как телесное понятие, он является естественной предпосылкой половой морали. Чувственная идеализация тела ренессансной культуры находит продолжение в искусстве Серебряного века, прежде всего в литературе. Философия Эроса была неразрывно связана с искусством слова, в котором любовное чувство являлось источником вдохновения и предметом художественного освоения. В русской классической литературе, теснейшим образом связанной с нравственными постулатами православия, любовь представала целомудренной, возвышенной, её чувственная сторона оставалась за пределами художественного исследования. Этот аспект любви был отдан на откуп потаённой литературе. И только во второй половине XIX века появляются «Вешние воды» Тургенева, «Обрыв» Гончарова и другие произведения, в которых любовь обретает чувственный характер. Особое место среди них, по мнению мыслителей серебряного века, занимают романы Ф.М.Достоевского. К концу века тенденция усилилась и в начале ХХ века стала превалировать. В течение двух первых десятилетий выходят произведения писателей разных направлений, в которых чувственная сторона любви реабилитируется. В этот период страна была захвачена радикальными идеями свободы. Соответственно, появление литературных произведений с ярко выраженной эротической линией являлось частью этого общего стремления к освобождению. Именно через эротику проявляется исконная антитетика мировых начал - духа и плоти, небесного и земного, Христа и Антихриста, что стало главным предметом осмысления в декадентской литературе.
Ключевые слова публикации:
   

Комментарии

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален