Денис Давыдов » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Опубликовано 2009-04-29 Опубликовано на SciPeople2010-04-20 15:24:32 ЖурналСоциальные науки и современное общество.


Тема кризиса в общественном сознании и дискурсе СМИ
Давыдов Д.Г. / Денис Давыдов
Давыдов Д.Г. Тема кризиса в общественном сознании и дискурсе СМИ // Социальные науки и современное общество. 2009. №1 (6). МАБиУ С. 93-103.
Аннотация На основе контент-анализа текстов печатных СМИ показано изменение дискурса после начала экономического кризиса и, на этой основе, сделан вывод об изменении образа мира в сознании авторов текстов. Контент-анализ показал, что кризис вызывает своеобразную «ориентировочную реакцию», восприятие и размышление о кризисе предполагает сразу же уточнение информации – «где», «как», «почему». В дискурсе СМИ кризис предстает подобно материальному явлению, характеризующемуся протяженностью и направленностью. Кризис откуда-то «пришел» и должен куда-то «уйти», он «широко» и «глубоко» внедряется в окружающий социальный мир. Одновременно, восприятие кризиса не предполагает рациональное осмысление, кризис воспринимается и переживается в контексте физиологических потребностей в еде, питье, тепле и т.д. Кризис, таким образом, скорее ощущается подобно явлению природы, нежели понимается. Важно, что изменилась не просто тематика массовой коммуникации, изменились способы объяснения и интерпретации окружающей реальности. Такая реальность в сознании людей стала менее рациональной и более образной. В кризисных условиях происходит своеобразная регрессия к первобытным формам мышления и без того иррационального обыденного сознания. Социальная идентичность к период кризиса становиться менее востребованной и менее значимой, границы группового членства– менее важными в образе кризисного мира. Вместе с тем, в восприятии своей общности отсутствует сколь-нибудь заметное увеличение негативных характеристик. Социальная идентичность в настоящей момент стала несколько более размытой, но не стала негативной. В текстах видно снижение мотивов аффилиации и надежды на поддержку. Вообще, среди различных потребностей начинает доминировать потребность избегания неудачи. В целом, в статье делается вывод о том, что приоритет в языковой картине мира архетипических, мифологических представлений о пространстве и времени усиливается в эпоху социально-экономических трансформаций.

Комментарии

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален