Сергей Васильев » Публикация
Поделиться публикацией:
Опубликовано
2010-05-21
Опубликовано на SciPeople2010-06-21 20:23:35
ЖурналИсторическая и социально-образовательная мысль
СМИ как средство ФОРМИРОВАНИЯ нравственного самосознания личности: К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 070:316.64
Аннотация
В статье рассматриваются философско-методологические подходы к исследованию роли СМИ как главного фактора формирования сознания и самосознания личности, в первую очередь ее нравственных основ. Дана авторская оценка природы нравственности и безнравственности в современном массовом сознании, причины сложившейся ситуации и возможные пути выхода из нее.
Комментарии
Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
1. "… исторические сформировавшиеся черты россиян, как коллективизм, взаимовыручка..." — эти черты часто встречаются как «исторические сформировавшиеся», свойственные. Можете поделиться ссылкой на источник, кто и как это исследовал?
2. «В современном обществе они (средств массовой коммуникации) обладают огромными возможностями… манипулирования в интересах различных социальных групп» — «возможность» манипулирования и влияния на сознание не оспаривается. Но насколько она «огромна» — пока не очевидно. Могли бы Вы дать ссылки на исследования влияния СМИ и СМК на формирование сознания, и их места в иерархии других агентов социализации?
Спасибо.
Вообще теории этнически обусловленных черт были исследованы С.П. Воронцовым, В.В. Ильиным, Ф.В. Кадолом, А.А. Милтсом, А.П. Назаретяном, Г.В. Платоновым, Д. Пулмэном, В.Т. Пуляевым, Ф.А. Селивановым, П.В. Симоновым, С.Г. Спасибенко и другими.
По второму, вполне очевидно и это признано многими современными мыслителями, правда не меньше сил, с привлечением тех же деятелей науки, потрачено и на то, чтобы доказать обратное, зачем и почему, думаю объяснять не надо. Здесь необходимо оговориться, что данная статья рассматривает не столько место СМИ и СМК в иерархии агентов социализации как таковых, сколько попытки изучения феномена изменений сознания человека современного информационного общества, которые в той или иной степени отраженны в работах зарубежных и российских исследователей: Ж. Бодрияра, В.И. Полякова, Л.В. Мантатовой, Е.С. Маслова, О.В.Костюк, В.П. Гриценко, В.М. Дудко, Р.С. Михайловой, В.М. Петрова, А.В. Павленко, В.П. Пласконосовой, И.А. Кребель, В.Д.Мансуровой, С.Р. Хайровой. Ну и конечно работы С.Г. Кара-Мурзы и Г.Г. Почепцова, кстати там же есть вполне приемлемое обоснование той самой «огромности» и охвата СМК и СМИ в современном обществе.
Список этот не полный, так как исследование еще не завершено
Более подробно данный вопрос проработан в нашей монографии «Феноменология образования»