Алексей Новиков » Публикация
Поделиться публикацией:
Опубликовано
2010-09-24
Опубликовано на SciPeople2010-09-24 19:43:35
Терапевтическая метафора характера
Аннотация
Описывается иносказательная модель характера, применяемая в практике психологического консультирования. Показаны объяснительные и предсказательные возможности модели. Рассматривается вопрос о прототипах элементов модели.
Комментарии
Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Во-первых, роли можно грубо разделить на: социальные (студент, жена, профессионал, и т.д.) и личностные (мажор, сера мышь, упёртый, мямля, правдоискатель и т.д.). Личностные роли, по сути, и определяются устойчивым комплексом программ поведения, т.е. стереотипным употреблением одних и тех же «инструментов».
Во-вторых, «инструменты» (программы поведения) тоже можно разделить по уровням: программы операций, программы действий, программы целостной деятельности… вплоть до программ (планов) жизни.
Уж не знаю, насколько мне это удалось внятно изложить. Но структура самой системы поведенческих программ – это большая отдельная тема.
«Набор инструментов», как я поняла может быть навязан культурой, воспитанием и создан самостоятельно. Так вот, пользуясь этой превосходной метафорой, характер для меня скорее является самостоятельным творением, когда человек создает свои инструменты. Другие оставляют свой «набор» из инструментов, подаренных культурой и воспитанием, возможно ли тогда, что этот человек БЕЗхарактерный? У него нет собственного отношения к миру?
У меня нет оснований специально приветствовать «самостоятельное» производство «инструментов». Я готов с удовольствием пользоваться теми, которые даны мне геномом и воспитанием, при условии, что этот набор позволяет мне успешно решать те задачи, которые уже я сам поставлю. Вот постановку задач я, действительно, никому не доверю, но это уже не характер, а мой личностный выбор (продуктивные проявления индивидуальности). Другой разговор, что в ситуации дефицитарности «присвоенного извне» инструментарного набора, я могу самостоятельно его пополнить.