Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения малого города » Обсуждения


Bookmark and Share




Профессиональное самоопределение

июл 10, 2009 | 09:07

Эта тема на мой взгляд очень интересная и важная. Я пишу по ней работу. И на данный момент выяснила, что существует серьезный недостаток в качественной психологической помощи старшеклассникам при выборе профессии. А профильное обучение вообще под угрозой - из-за обязательных ЕГЭ.


Комментарии  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Здравствуйте, Юля! Скажите, пожалуйста, вы рассматриваете профессиональное самоопределение с точки зрения психологии или педагогики? Я рассматриваю как педагогический процесс. Мне интересно какие источники Вы анализируете в рамках данной темы? С какими проблемами сталкиваетесь? И какое решение этим проблемам находите? Я чем больше читаю литературы, тем больше разочаровываюсь в педагогическом процессе. У меня возникает такая мысль, что многие процессы в образовании искусственно запускаются в рамках какого-либо проекта, в течение нескольких лет яро обсуждаются, а затем уходят в небытие. Все забывают про эти процессы, а на смену приходят новые. Дети в данной ситуации - подопытные кролики. Так и с процессом профессионального самоопределения. С 2003 по 2006 годы мы могли активно рассматривать процесс профильного обучения, а теперь оказывается, что детей в школе не хватает на базовый класс, поэтому про профильные речь уже не идет. Что касается профессионального самоопределения учеников, то оно существует только на бумаге, а как становились все юристами, либо экономистами. Так ими и становятся, так как это универсальные профессии, имея такую специальность можно хоть куда то устроится в наше нелегкое время, художником, либо учителем английского языка устроится труднее. И я противница ЕГЭ, и главная причина - форма этого экзамена -тест. Получается, что ученики в наше время не имеют даже возможности получить навыки аналитического мышления, что просто необходимо в дальнейшей жизни. Жизненный процесс невозможен без анализа. А в данном случае дети должны забивать свои головы точными событиями, датами, именнами, цифрами, формулами. Которые через год-два после окончания школы они просто не вспомнят. Простите меня, пожалуйста, я поделилась с вами своими мыслями. Буду очень рада, если Вы поделитесь своими рассуждениями по данной теме.
2009-07-13 05:04:22 · Ответить · · Ссылка
Моя работа так же связана с профессиональным самоопределением и рассматриваю я ее с точки зрения педагогики. Полностью с вами соглашусь, что профильное обучение заканчивается тупым разделением детей на профильные классы и часто дети изучающие углубленно в этих классах одни предметы не получают достаточно знаний по другим, что мешает им при дальней шем обучении в ВУЗах. Поэтому этот вопрос очень актуален на сегодняшний день. А по поводу ЕГЭ я с вами не совсем соглашусь. я думаю оставить его нужно, но тщательно подходить к составлению КИМов (это самая большая и главная проблема). А вообще, пока наше общество не научится уважительно относиться к любым профессиям, вплоть до уборщицы, говорить о самоопределении сложно. Разве ребенок станет учителем, если видит как к нему (его учителю или учителям) относятся дети, родители, коллеги и начальство, когда он вилит что к нему не проявляют ни капли уважения. Конечно нет. И потом, мне кажется связывать профессиональное самоопределение со сдачей ЕГЭ, несколько неуместно. Хотя не зная сути вашей работы сложно делать такие заявления.
2009-07-18 22:28:01 · Ответить · · Ссылка
Здорово, что у нас есть возможность пообсуждать специфику профессионального самоопределения здесь. На мой взгляд деление детей на профили очень формально. Процесс самоопределения очень сложен, я его рассматриваю с психологической точки зрения.Традиционно самооределение связывается с формированием и осознанием своих ценностных ориентаций, определенным уровнем развития Я-концепции, самооценкой. Процесс запускается в старшем школьном возрасте. Формируя профили, мы фактически хотим, чтобы самоопределяться начали уже девятиклассники. Они не всегда психологически к этому готовы. Профессиональной помощи они получают очень мало. Поэтому ответственность выбора профиля, а затем получается и профессии берут на себя родители. Что касается ЕГЭ, то профильные классы традиционно делятся на гуманитарные (языки, обществознание, юриспруденция) и математические (математики, физики, информационные технологии, наверное сюда можно включить и биологические классы). ЕГЭ же, на мой взгляд, всех выравнивает, потому что подготовка идет и с гуманитарной и с математической стороны. В 11 классах для школы и детей важнее хорошо подготовиться к обязательным экзаменам, чем освоить дополнительные дисциплины по будущей специальности.На мой взгляд, в 10-11 классах осуществляется натаскивание школьников на сдачу экзаменов. Может быть я и ошибаюсь, но у меня возникло именно такое впечатление:( Анна, не очень понятно, что такое КИМы, не могли бы объяснить? Заранее спасибо!
2009-07-20 11:06:03 · Ответить · · Ссылка
На мой взгляд делить детей на профили не нужно совсем, тем более если мы говорим о том что хотим видеть в итоге гармонично развитую личность со всесторонними знаниями. Я полностью согласна, что в старших классах идет натаскивание на ЕГЭ, но это опять же недостатки КИМов (контрольно измерительных материалов, проще говоря тестов). На мой взгляд, соотносить результаты егэ и профессиональное самоопределение достаточно сложно, ведь на мой взгляд, оно больше соотносится с воспитанием.
2009-07-31 19:32:04 · Ответить · · Ссылка
я посмотрела процесс поступления абитуриентов в институты в этом году, у меня осталось много вопросов. Некоторые абитуриенты сдавали документы на 10 специальностей одновременно. Что называется куда пройду. Профессии экономист и юрист остаются по прежнему самыми актуальными - 35 человек на 1 место. А если посмотреть на выпускников этого года, то именно эти специальности остаются самыми невостребованными - 8 человек на 1 вакансию. Я согласна, что самоопределение соотносится с воспитанием. Само понятие "самоопределение" термин психологический, но когда мы начинаем рассматривать как процесс, здесь начинается педагогика. Я считаю, что профессиональное самоопределние просто необходимо в школах. Но нужно продумать как это грамотно сделать, потому как видно, на приведенном мною примере, люди впадают в панику при поступлении в ВУЗ, страх непоступления преодолевает, лишь бы куда-нибудь, но поступить. Понятие профессиональной пригодности отходит на второй план. Будет ли ребенок биологом, информатиком или энергетиком уже неважно - лишь бы было высшее образование. Еще меня волнует, понятие престижной профессии - муниципальный или государственный управлениц или переводчик.Я согласна эти специалисты необходимы, но не в том количестве сколько их выпускают.
2009-08-03 06:02:48 · Ответить · · Ссылка
Что касается поступления в этом году, то я это прочувствовала, как говориться на "собственной шкуре", поскольку проработала в приемной комиссии. Действительно дети подают документы куда угодно, лишь бы поступить. Это связано на мой взгляд с несколькими причинами. Во-первых, потерялась ценность высшего образования. Высшее образование теперь есть даже у уборщицы, а у грузчика может и все два. Люди с какой-то целью хотят получить высшее образование, все равно какое лишь бы было. В этом и надо на мой взгляд копать психологию. Во-вторых, детям не хватает уверенности, они в каких-то вопросах циники и прагматики, а в вопросах поступления полный инфантилизм. Они не знают до конца чего хотят, а если знают то сомневаются в своих силах, получится ли. Тут тоже есть психология. Что касается вузов, то они ориентируются на спрос, если они видят, что востребована какая-то специальность, то они ее и открывают. к сожалению наш народ недальновиден. Сказал президент что нужны химики, физики и математики, так они все равно идут на юристов, экономистов и управленцев. Хотя это тоже понятно - все хотят быть у власти, рулить и управлять другими. никто не хочет быть простым рабочим классом. Это тоже вопросы людской психологии.
2009-08-03 20:28:44 · Ответить · · Ссылка
И еще, что касается системы поступления в вузы в этом году, то с этой системой вузы могут остаться без студентов, а выпускники без вузов. Поэтому такой разброс "интересов" у абитуриентов в этом году может частично или в большей степени вызван именно этой системой.
2009-08-03 20:32:27 · Ответить · · Ссылка
Что вы имеете ввиду, говоря о системе поступления в Вузы?
2009-08-04 08:44:03 · Ответить · · Ссылка
Я думаю, что разброс специальностей, на которые подают документы абитуриенты, объясняется еще и неуверенностью людей в завтрашнем дне.Экономисты и юристы - специалисты, которые требуются на любом предприятии или в организации, к тому же они, в отличие от педагогических специальностей, могут рассчитывать на неплохие заработки. Важным мне кажется еще и то, что в нашем обществе решают связи. Часто родители дают детям конкретные установки на получение высшего образования (любого), убеждая их в том, что рабочее место им будет предоставлено, благодаря связям! Я в своей работе пытаюсь посмотреть особенности выбора профессии в профильных и непрофильных классах. Отличается ли то, как работают психологические механизмы!?
2009-08-04 08:58:38 · Ответить · · Ссылка
Тут я не совсем согласна. Хотя конечно может родители так и думают. Но на самом деле на данный момент, особенно в условиях кризиса, юристы и экономисты не востребованы. Повальное сокращение предприятий, как государственных так и частных. И это при условии, что на хорошо оплачиваемую должность юриста или экономиста можно устроиться только по знакомству, а так просто юристы и экономисты получают не больше чем учителя. А вот профессия учителя наооборот может быть востребована всегда и везде. Тем более сейчас, когда в школах средний возраст учителей далеко за 45. Кроме этого обязательная сдача егэ дает возможность учителям заработать на репетиторстве. Поэтому не известно кем лучше быть юристом или учителем.
2009-08-05 20:07:18 · Ответить · · Ссылка
Практика нам, к сожалению, показывает, что педагогические профессии сейчас не в почете:((( Я сама ушла из школы 2 года назад, скучаю по детям, но назад на проверку тетрадей, бесконечную подготовку к урокам и репетиторствам до ночи - ни за какие калачи:(
2009-08-06 11:29:54 · Ответить · · Ссылка
Я не настаиваю, что все должны идти в учителя, но попробовать-то можно. Кто-то ушел, а кто-то и остался. Я работаю со студентами в педагогическом вузе, моя практика показывает, что они готовы были бы пойти в школу, если отношение к учителям станет иное, не такое агрессивное. Поэтому нужно менять что-то и где-то, чтобы среди престижных профессий были не только юрист и экономист.
2009-08-10 08:45:04 · Ответить · · Ссылка
В этом году дети зачисляются в вузы по результатам егэ в три этапа. Сначала они подают документы во все возможные вузы и ждут рейтинга. Вузы в определенный день вывешивают рейтинг (список абитуриентов в порядке убывания балловс учетом их льгот)дети смотрят себя в этом рейтинге и определяются проходят они в этот вуз или нет. Затем происходит следующее - в этом списке вуз отводит черту под тем кол-вом студентов которые проходят на бюджет и ждут когда эти дети принесут им свои оригиналы и зачисляют их. Если из этого списка ориганалы принесло меньшее кол-во детей, то объявляется второй этап зачисления, на него претендуют следующие в списке дети. Опять таже картина - кто принес того зачислили, если все еще есть бюджетные места, то объявляется третий поток зачисления. Схема таже. Таким образом дети могут остаться без вуза а вуз без студентов, потому что в этих списках в разных вузах одни и те же дети. ведь они подавали документы куда только можно иначе они могли не поступить никуда. Практика моей работы в приемной комиссии в этом году показала, что дети, которые изначально подали документы в один вуз и на одну специальность могут поступить только платно, потому что остальные мечутся. Некоторые сначала зачисляются в один вуз, куда они проходят на бюджетное место, а после того как их фамилию вывешивают в резервном списке в другом вузе, они забирают документы и уходят. И в итоге они занимают бюджетные места, которые могли достаться тем детям которые изначально хотят учиться только здесь.
2009-08-05 19:20:26 · Ответить · · Ссылка