2009-10-06 18:47:39 ·
Ответить ·
·
Ссылка
R
Русская народная сказка
»
Обсуждения
Проблема метода
окт 4, 2009 | 00:10
как провильно (с наибольшей степенью вероятности) реконструировать реальность, заложенную в сказке?
Комментарии
Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Этот комментарий был удален
Январев Владислав
А что значит "реконструировать"? Может, смоделировать?
Если вам интересно моделирование (математическое), то мы работаем в этой области. Начали с пословиц. Сказки, могу сказать, очень тяжело идут (пробовали).
Да и с методом, мягко говоря, проблемы. Наиболее известные работы - Пропп, Леви-Стросс. У нас кое-что поновее, но не так признано (объединение с теорией метафор Лакоффа, Фрейденберг).
Этот комментарий был удален
Вдовина Олеся
— Проблема метода в русской народной сказке
С авторской сказкой ситуация довольно ясная, а вот с народной дело, конечно, сложнее. А. Н. Ужанков в книге "Стадиальное развитие русской литературы XI - первой трети XVII века. Теория литературных формаций" (прекрасная книга!)подтверждает, что это трудно сделать, потому что метод напрямую зависит от личного, индивидуального мировоззрения автора, которое складывается в исторических условиях. О собственно методе можно говорить, начиная со Средневековья, и то с долей условности. А тут автор коллективный.
Думаю, можно и нужно идти от литературной формации (ведь и тогда она была) - узнать, к какому историческому времени (хоть век, хоть часть тысячелетия, но лучше конкретнее)относится сказка, и постараться представить себе эпоху, как жили тогда люди, какие события происходили, и какие идеалы у них были (это важно, напрямую связано с главной мыслью сказки, с идеей) - по летописям, по историческим материалам. Можно посмотреть, что общего у сказки с произведениями других жанров того времени, как взаимодействую в них образы и мотивы. И еще (это мне тоже кажется важным): соотнести сказку и родственный с нею миф, ведь корни сказки в мифе - попытаться определить, что изменилось в сказке по сравнению с мифом.
Вот, что пришло в голову сейчас. :))
К слову, вдруг, пригодится: можно почитать эту книгу А. Н. Ужанкова (на всякий случай: я ее покупала в книжной лавке Литинститута им. А. М. Горького у м. "Пушкинская"), "Историческую поэтику" А. Н. Веселовского, "Морфологию сказки" и "Исторические корни русской волшебной сказки" (вроде, так называется) В. Я Проппа.
И спасибо вам за тему! Мне тоже важно об этом подумать! :))
2009-10-06 19:24:40 ·
Ответить ·
·
Ссылка
Этот комментарий был удален
Косюга Александра
проппа я перечитала уже (второй год занимаюсь этой проблемой), а вот об Ужанкове даже не слышала. Спасибоза информацию, сейчас поищу в нете!!!:)))))))
2009-10-06 22:07:37 ·
Ответить ·
·
Ссылка
Этот комментарий был удален
Вдовина Олеся
— Проблема метода в русской народной сказке
Пожалуйста. :)))
Александра, я не нашла в нэте Ужанкова. Если вы живете в Москве или Подмосковье, то лучше доберитесь до книжной лавки Литинститута. Там эта книга Ужанкова есть (он преподаватель Литинститута) и стоит всего примерно 220 рублей.
И на данный момент это лучшая теория художественного метода. :))
2009-10-07 00:31:05 ·
Ответить ·
·
Ссылка
Этот комментарий был удален
Косюга Александра
дело в том, что я занимаюсь именно реконструкцией реальности в сказке, которая тогда была. матем. моделированием никогда не занималась, даже не знаю, что это:)))) просвятите, пожалуйста!!!
2009-10-06 22:03:31 ·
Ответить ·
·
Ссылка
Этот комментарий был удален
Сергеева Светлана
Если не возражаете,расскажу сказку (из книги"Фольклор Западной Сибири" Омск, 1982), называется "Охота на медведя".
Вот собрались вятские и пошли охотиться. Пришли к берлоге и говорят:
-Как медведя будем добывать?
А один говорит:
-А чё, Ванька, привяжем тебе верёвку к ноге и спустим в берлогу, а ты, Ванька, ногой-то дрыгай, как медведь будет драть, мы и вытащим тебя и медведя.
Ванька полез. Как медведь схватил, так он и задрыгался, там у него голова и осталась.
Они его вытащили без головы и спрашивают один одного:
-Эй, Митька, у Ваньки голова-то была?
-Не знаю, ровно была. У бабы надо спросить.
Пошли в деревню и кричат:
-Эй, Матрёна, у Ваньки голова-то была?
-Не знаю, ровно была, блины-то ел, бородой-то трёс.
В этой книжке ещё много сказок, я таких раньше не встречала.
Как у специалистов в этой области спрошу - в Сибири, на Дальнем Востоке много разных народов живёт, их народные сказки тоже к русским относятся? Алтайские, к примеру, сказки, сказки ханты и манси, коренных народов, или немцев сибирских?
2009-10-07 07:54:23 ·
Ответить ·
·
Ссылка
Этот комментарий был удален
Вдовина Олеся
Светлан, спасибо за сказку. :)))
Непосредственно сказками не занимаюсь, но думаю, что вряд ли они входят в состав русских.
Надо почитать "фольклор Западной Сибири", может быть, так дополню источники короленковских "сибирских рассказов", которые изучаю и люблю. :))
2009-10-07 14:08:00 ·
Ответить ·
·
Ссылка
Этот комментарий был удален
Косюга Александра
нашла Ужанкова в нете - google books
2009-10-07 16:29:27 ·
Ответить ·
·
Ссылка
Этот комментарий был удален
Косюга Александра
Скажите, кто-то сейчас занимается серьезно изучением рус.нар. сказки в Росии. Может можно как-то связаться, поговорить:))) А то я живу Одессе, и с русскими преподами встречаюсь 1 раз в год (они к нам приезжают иногда). Спасибо.
2009-10-07 16:32:46 ·
Ответить ·
·
Ссылка
Этот комментарий был удален
Вдовина Олеся
Могу поспрашивать на кафедре, уточнить. :))
2009-10-07 17:50:26 ·
Ответить ·
·
Ссылка
Этот комментарий был удален
Малых Тамара
— Коллеги могут найтись на этой конференции
Добрый день, Олеся! Загляните на Интернет конференцию Филфака МГУ http://rus-near.ru/conf/ "Русский язык&Литература&Культура". Может, там специалисты по сказкам найдутся. А, возможно и сами примете участие - вторая итерация в ноябре.
2009-10-08 00:02:04 ·
Ответить ·
·
Ссылка
Этот комментарий был удален
Вдовина Олеся
А у меня не получилось найти в google books. Книга лежит у меня и дома (не лежит, а берется в руки :)) ), но хотелось бы иметь и электронный вариант. :))
Александра, если можете, дайте ссылочку, пожалуйста. :))
2009-10-07 17:49:09 ·
Ответить ·
·
Ссылка
Этот комментарий был удален
Вдовина Олеся
Спасибо, Тамара! :)) Обязательно загляну на интернет-конференцию и поговорю о конференции с моим научным. :))
Правда, изучаю я не народную сказку, а творчество писателя В. Г. Короленко. Но опять же, у него в "сибирских рассказах", да и вообще в творчестве, много сказочных и мифологических сюжетов, это значимо для художественного метода (через художественный метод изучаю Короленко).
2009-10-08 13:21:46 ·
Ответить ·
·
Ссылка
Этот комментарий был удален
Сергеева Светлана
Спасибо! я при случае ещё расскажу!Очень уж забавные сказки!
2009-10-08 15:39:29 ·
Ответить ·
·
Ссылка
Этот комментарий был удален
Косюга Александра
Олеся, вот вам ссылка на Ужанкова www.drevnyaya.ru:))))
2009-10-11 22:59:27 ·
Ответить ·
·
Ссылка
Этот комментарий был удален
Вдовина Олеся
Оооо, спасибо, Александра, за ссылочку! :)))
2009-10-11 23:42:50 ·
Ответить ·
·
Ссылка