Журнал "Известия высших учебных заведений. Серия "Гуманитарные науки" » Обсуждения

к.т.н.

Bookmark and Share




Маленькие комедии. А.А. Сигачёв   http://www.proza.ru/2012/11/27/1649

ноя 27, 2012 | 22:11
Из серии «Зрелищные искусства»  (В сокращении)

Полная версия — http://www.proza.ru/2012/11/27/1649
ЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
 
    Комедия (от греческого komodo), вид драмы, исполненный комического (komikos весёлый, смешной) пафоса. Всё на свете можно рассматривать «серьёзно» и «комически». Комизму часто противопоставляют трагическое. Но, следует подчеркнуть, что существует понятие трагикомический и высокий (возвышенный), серьёзный и трогательный виды смешного. Но чаще всего понятие комическое определяли формально, видя её в несоответствии (между действием и результатом), а также в неожиданности. Но всё же, существует и комическое соответствия (оправдавшее ожидание). Комическое сказывается в непринуждённом переходе из одних его форм в другие.
    Общую природу комического легче всего приметить в духе этимологии слова, как нечто игровое, праздничное весёлое (даже и с возможным участием ряженых), как коллективный искренний самодеятельный народный смех (например, в карнавальных играх, смех от радостной беспечности, от избытка здоровых сил и свободы духа). В противовес гнетущим заботам и нужде натруженных будней, повседневной строгости и серьёзности, как, например, в средние века называли «пасхальный смех», после длительных лишений и запретов смеха в Великий пост. «Воскрешающий» смех был известен в языческой Руси в Светлый праздник Коляды, задолго до принятия христианства князем Владимиром. Во время карнавалов воцаряется атмосфера игрового смеха, при необычайно богатой на выдумки изобретательной фантазии. Все элементы смешного образа при этом берутся из жизненной практики; здесь комическое предстаёт, как один из источников наслаждения. Комическое часто сливается в весельчаке актёра или зрителя, например, скоморох, комик, откровенно потешается и над собой, над своей натурой и над слушателем и зрителем.
    В празднично-игровой природе смеха, словно сама жизнь празднует и играет. В иронии смешное скрывается под маской серьёзности, с преобладанием насмешливого, отрицательного отношения к человеку или группе людей, в юморе – серьёзное скрывается под маской смешного (чаще с положительным оттенком). Есть притча о том, как встретились однажды ночью в лесу, радость и горе, они не узнали друг друга, вступили в брачный союз, от которого родился юмор. По эстетико-культурной оценке смех подразделяется на трогательный, любовный, презрительный, трагикомический саркастический, здоровый, грубый и так далее. Можно с большой долей уверенности говорить о том, что здоровый смех способствует исцелению человеческого сознания в быту и в искусстве, очищению его от ложных страхов, навязанных культов и авторитетов. Значительная благоприятная роль в воспитании здорового смеха принадлежит литературно-художественному творчеству, комедии, как одному из главных и наиболее игровому виду драмы – комедии.
    Термин «комедия» первоначально в древней Греции означал весёлые песни. Позднее под комедией подразумевались художественные произведения, противоположные трагедии и с обязательным счастливым концом его главного героя. Долгое время комедия определялась как «низший», «легковесный» жанр. Такой порядок был осознанно нарушен в литературе эпохи Просвещения, в так называемой «мещанской драме». Устремление комедии было, прежде всего, к обличению безобразного, уродливого, противоречащего общества, авторы комедии претворяли его в смешные формы, где герои комедии нелепы, несостоятельны, не соответствующие своему положению в обществе и своей смехотворной недальновидностью и глупостью, выдаются авторами комедий в жертву смеху. Самовлюблённые морально недалёкие герои, погружаются ниже окружающей их действительности, в призрачную иллюзорную жизнь. Этих горе героев развенчивает комедийный смех, и этим выполняя свою благородную миссию. Однако есть герои комедий, которые  нередко награждаются смехом, несущим положительное начало, в котором рельефно отражаются богатство человеческих чувств и вольнодумство. Комедия богата разновидностями жанра, образов, характером комического пафоса. Приёмы и средства созданий сюжетов комедий бесконечно разнообразны: перемены от несчастий к счастью, узнавание и так далее. Особенно характерный комизм основан на хитроумной интриге в сочетании с комизмом характеров. Важными средствами в комических эффектах являются диалоги, речевая комика, несообразность ситуаций, контрасты с характерами действующих лиц, пародия, ирония, остроумие, парадоксы и тому подобное. Родоначальником комедий считают Аристофана. Его комедии изобилуют гиперболами, карикатурностью. Актёры выступали в масках, изображавших лиц традиционных типов. В средние века главным смеховым достоинством комедиантов, были народные карнавала, которые скрашивали собой мрачную действительность жизни при инквизиции. Выделялись разнообразные устойчивые типы комедий «учёная комедия» (Италия), «комедия плаща и шпаги» (Испания), «высокая комедия» (французский классицизм, В. Шекспир развивал излюбленную идею «комедии Ренессанса» (о власти Природы над человеческим сердцем). В. Шекспиру удивительным образом удавалось переплетать комическое и трогательное, комическое и трагическое, уродство с жизнерадостным весельем. Просветительская комедия сочетала саркастическую усмешку с веселием. В комедийных пьесах русских классиков, нередко комичность характеров героев соприкасалась с трагедией. В комедии формировалась русская реалистическая школа актёрского искусства под воздействием просветительства и критического реализма комедий. Комедия бала представлена многими жанровыми разновидностями: социально бытовой жанр сочетался с сатирическими и драматическими мотивами. В СССР в  комедиях был весьма популярен жанр весёлой и лирической комедии, использующий приёмы водевиля и сценические карикатуры. Для комедии гротеска характерно нарушение бытовой достоверности с заострённой комической ситуацией и образов героев. Комическое начало в драме распространено и в современной драматургии.
 
Приложение 1.
 
ШУТОВСКИЕ КОЛПАКИ
                           Детская трагикомедия для взрослых.
 
            Действующие лица:
 
Кот Ученый
Рыжая    Баба Яга
Лысая Баба Яга
ДядькаЗаморский
Леший
    Соловей-разбойник
 
 
   КАКТИНА ПЕРВАЯ
 
У Лукоморья дуб зеленый. Большая цепь на дубе том. Вокруг зеленого дуба ходит Кот Учёный, напевая песенку и мурлыкая.
 
 Кот Ученый. (напевает)
На зеленом шарике — дуб зеленый, а на нем
Я — котенок маленький, по цепи хожу кругом...
Господа хорошие, все ль у вас в порядке?
В землю, словно в яблочко, целитесь с рогатки...
Господа, вы, господа, посадить бы вас сюда
И нацелиться бы в вас, хоть, к примеру, в левый глаз!..
 
Из зрительного зала к сцене ковыляют гуськом две Бабы-Яги, восседая на одной метле. Впереди — Рыжая Баба Яга в красной косынке, ковыляет, припадая на левую ногу, сзади — Лысая Баба Яга в голубой косынке идёт, припадая на правую ногу. Кряхтя и охая, они пытаются взобраться на сцену не по ступенькам лестницы, а напрямую. Кот-ученый наблюдает за ведьмами и передразнивает их. Наконец, Лысая Баба Яга начинает останавливать чересчур активные действия Рыжей Бабы Яги: дергает ее за рукава, стучит по спине, поворачивает рукой её голову лицом к себе.
 
ЛысаяЯга. А ну-ка, подруга дней моих суровых, слезай с моей метлы, как по-щучьему велению!.. Не слышишь что ли, что я тебе кричу? Кажись, русским духом запахло?..
РыжаяЯга. (Принюхивается). Фу-фу-фу, и впрямь, русским душком потянуло… Чаво делать-то будем таперича? а? Делать-то, говори, чаво станем? а?..
ЛысаяЯга. (Поправляет свой голубой платок.) Ну, чаво ты застрочила все одно, как пулеметчик в махровый платочек: делать чаво? делать чаво? расфукалась тут, да разакалась (Толкает рыжую ягу в спину.)
РыжаяЯга. (Толкает лысую ягу локтем.)  На тебе сдачи!.. Ча­во ты мене колотишь в спину, как барабан?!
ЛысаяЯ г а.  А ты слязай с моей метлы, плесень прошлого­дняя, полынь горькая, снег прошлогодний. Шибче слязай, тебе говорят!..
РыжаяЯга. (Обиженно). Ну, заталдычила все одно: слязай, да слязай, а как же я, по-твоему, на подмостки-то взберусь без метлы?..
ЛысаяЯга. Во, где святость-то на мою душеньку навали­лась! (Сплевывает трижды через левое плечо.) Прости, Сатана, душу мою грешную. Вот навязалась на мою плешь; видите ли — ей непременно на подмостки надо; чо те там делать-то на подмостках этих самых? Кляча ты колченогая. Чай, и без тебя там обойдутся...
РыжаяЯга. (Вспрыснув от негодования)  Полюбуйтесь-ка на нее, люди недобрые, она еще будет меня учить: куда мне лезть, а куда мне не лезть. Бесподобно! Чтэ-э-э выпучилась, вобла закодированная? (Машет кулаками перед лицом лысой яги.)
ЛысаяЯга. (Отводит в сторону ее кулаки.) Но-но! Не очень-то надувайся, бородавка болотная — свинячьи глазки, не маши, не маши своей клешней перед моими очами, не нагоняй ветру, не напужаешь, я не из пугливых...
РыжаяЯга. (Обиженно). Что это ты меня все свинячьими глазками попрекаешь, свистулька плешивая… Вытрещиласъ, как паутина первобытная...
ЛысаяЯга. (Спокойным голосом). Ну, подружка, будет с нас. Пошумели, и довольно. Ты что, забыла, за каким лядом мы прилетели сюда с тобой на метле? Вот на этих самых подмостках мы сейчас с тобой разыграем такую комедь, что на всей Ивановской все со смеху покатятся!..
РыжаяЯга. А где мы возьмем комедь эту, которую разыгры­вать будем?
ЛысаяЯга. (Смеется). Ну, ты меня уморила, подруга, не зна­ешь, где комедь? Вот я и есть она самая!..
РыжаяЯга. Ты — комедь? (Хихикает в ладошку.) Ой, насмешила! ой, насмешила! Уж, ты, подруга, ври, да знай меру. Поглядись на себя в стекляшку-то, ну какая, прости меня, Сатана, из тебя — комедь? Горе ты фиговое. Накося, полюбуйся на себя (сует ей в самое лицо зеркальце). Где тут хоть намёк на комедь? Глянькося: и рот у тебя не на боку, и ноги не кривые, и руки не волосатые.
ЛысаяЯга. (Глядится в зеркало). А чо? Чем не комедь? От одного обличия в обморок упасть можно, если нервишки шалят. А если скривлюсь вот так (гримасничает), то, чего недоброго, и рехнуться можно...
РыжаяЯга. (Передразнивает с ревностью). Ой, ой, ой! — куда там: рехнуться можно… Ну, скажи что-нибудь, чтоб смешное было...
Л ы с а я  Яга.  (С обидой) Вот и скажу, да ещё, как и скажу-то: все данные у меня для хохмы есть. Вот, гляди: и ноги у меня кривые, вишь: пятки-то вместе, а промеж колен астраханский арбуз не застрянет. И горб у меня, полюбуйся какой, со всех сторон его видать...
РыжаяЯга. Да где горб-то? Чо зря пыль-то в глаза пущать! Не горб, а так — одно название, шишка на ровном месте...
ЛысаяЯга. (Сильно сутулясь). Так вот и горб!.. А чо это, по-твоему: мигрень что ли? Сама слепая, не видишь ни лешего. Обидно мне...
РыжаяЯга. (примиряющим тоном). Ой, подруга, совсем ты плоха на фантазии стала. Давай будем мириться. Вдвоем-то нам лучше представляться: чего у тебя не хватает, глядишь — у меня окажется в избытке...
ЛысаяЯга. (Приободрившись) Ну, ладно, будь, по-твоему. Помогай мне взобраться на подмостки, а потом я помогу тебе.
(Взбирается на сцену, кряхтя и охая. Оседлав метлу, направляется к Коту-Ученому. Кот-Ученый, все это время, с любопытством наблюдавший за старухами, теперь начинает преграждать дорогу Лысой-Яге, расставив ноги, и, выставив руки.)
Кот-ученый.Не пропущу в центр!.. Куда это вы так шуст­ро направляетесь, бабуля?.. Если вам надо на выход — идите в другую сторону.
ЛысаяЯга. Сам ты иди на выход, японский бог!.. А я иду туда, куда мне по-нужде надо. Понятно тебе, Ганнибал Египетский? Ты же не знаешь, что я умею ходить не так, как вы все тут ходите. Хочешь, я покажу тебе свои таланты и пройдусь на подмостках пятками вперед, а коленками назад?
Кот Ученый.(Продолжает преграждать ей дорогу в центр сцены.) Ничего не надо показывать, бабуля. Освобождайте немедленно сцену! — я вам приказываю. Убирайтесь вместе со своей метлой подобру-поздорову, не срывайте спектакль.
(Всем своим видом показывает, что выходит из себя.)
Да что мне, в самом деле — ОМОН вызывать, что ли?..
ЛысаяЯга.(Хихикает в ладошку). Ой, уморил, ой, насмешил! Люди недобрые, полюбуйтесь: он меня ОМОНом пужает, а я так вот и померла от страху… Поздно, мил человек, спохватился ты, время твое все уже вышло, раз уж я — неописуемыя комедь — вышла на эти подмостки. Слышишь?..
(Приставляет ладонь к его уху.) Кот-ученый прислушивается — бьют московские куранты. Кот-ученый раскланивается и разводит руками, как бы показывая зрителям: всё, дескать, конец, — время моё истекло, пора уходить со сцены.
Кот-Ученый.(Обращается к зрителям). Люди, я ухожу, но я еще вернусь. Вы хотели этой комедии? Вы ее получите.
(Уходит за кулисы.)
ЛысаяЯга. (Передразнивая). «Я ухожу, но я еще вернусь», хи-хи-хи. Кончилось твое время навсегда, немил человек! Скатертью тебе дорожка!
(Тяжело опускаясь в кресло и переводя дух.)
 Фу-у-у! Ну, слава нечистой силе! Можно, наконец, поломать дурочку-комедь. Дело теперь само пойдёть, авось, назад повергаться не станет...
РыжаяЯга. (Стучит кулаком по сцене.) Тук, тук, тук! Слы­шишь, что ли, меня, али — нет?..
ЛысаяЯга. Ну, чего тебе, поросячьи твои глазки?..
РыжаяЯга. Снова ты меня поросячьими глазками попрекаешь?! Ты неплохо устроилась. А как же я?..
ЛысаяЯга. Отстань, а не то метлой зашибу. Надоела ты мне, как болячка тропическая. Отправляйся на галерку — в самую, что ни на есть медвежью чашу-гущу. Пошла вон! Пока я тебе гром не сыграла метлой по голове!..
РыжаяЯга. (Взвизгивает от злости, будто ей пальцы дверью прищемили.)
Люди недобрые! Что же это творится! У меня от злости дух перехватило! Полюбуйтесь, какая она хитроумная и наглая. Она приказывает мне убираться на галерку. Кто давал ей такие привилегии — козырять моей судьбой? Я ей свой хребет подставляла, она залезла на эти подмостки, почитай, что по моему трупу, а теперь возвысилась и сидит, как на троне королевой, а у самой и горба-то никакого нет… (Топает от злости ногами.) Тоже мне, комедь, а сама, как ходячий гроб,- берегись меня теперь! (Обращается к зрителям.) Что вы на нее смотрите, люди недобрые, хватайте эту старую вешалку, за что попало и выкидывайте с подмостков прочь эту самозванку; все равно у нее никакой комедии не получится. Вот увидите: плакали ваши денежки, ваучеры и акции!..
Лысая  Яга. Захлопни свою мухоловку, мочалка ржавая, все равно тебя люди не слушают. (Обращается к зрителям.) Дамы и господа! Не слушайте вы эту сухопалую диковину. Ей только бы воду мутить, да в мутной воде своей метлой благородных рыб глушить. Оттащите ее от подмостков и выкиньте ее на свалку. Видите: она мешает мне разыгрывать интересную комедь...
РыжаяЯга. (Махнув обиженно рукой, отправляется на галерку.)
 Ну и шут с тобой, басурманка продажная. Играй одна без меня. Много ты наиграешь. Видали мы таких юмористок. Вспомнишь потом мои слова: скоро погонят тебя со сцены поганой метлой.
(Оборачивается лицом к сцене, делает ладони рупором, кричит.)
Ей, кикиморы болотные! Перегрызайте веревки, пусть занавес упадет на голову этой самозванке! Посмотрим, как эта лысая образина по-новой начнет разыгрывать комедию!..
 
КАРТИНА ВТОРАЯ
 
    Лысая Баба-Яга сидит в кресле так же, как и сидела. Достает из кармана очки и натирает их мелом. Появляется на сцене Рыжая яга, мимикой и жестами обращается к зрителям, кивает головой на Лысую  Ягу, крутит указательным пальцем у виска.
 
РыжаяЯга. (Обращается к зрителям). Видали юмористку? Я давно говорила, что у нее крыша в пути. Разве можно такой ягой на Руси похвастаться? (Обращается к Лысой Яге.) Чтэ-э-э? Доигралась, подруга дней суровых? Дошухарилась? Ну, ты даешь, девка, — люди сидят в зале с выпученными очами и не поймут, что за комедь ты тут откалываешь? Рекламу такую выдавала, туману напустила, а посмешить-то и нечем...
ЛысаяЯга. (Перестает натирать очки мелом.)
А ты, пожалуй права, дуреха толстомордая! Пора, пожалуй, что, и показать комедь. Ты вот что: гляди сейчас во все свои свинячьи глазки, а я буду считать до трех: раз! два! три!.. Лезу себе в подкладку, так? Достаю красный колпак, так? Надеваю колпак… Ну?!
РыжаяЯга. (Недоуменно пожимает плечами.) Что «ну»?
ЛысаяЯга. (Недовольно качает головой). Ох, и броня у тебя в голове, до мозгов не достучишься. Ну, как, говорю, мне колпак-то? Хорошо, что ли?
Рыжая Яга.Да что уж шибко хорошего-то? Колпак, как колпак, нет в нём ничего необыкновенного… Подумаешь, невидаль, какая! Пшик один...
Лысая  Яга.  А вот и не поняла ты моего юмора… Ой, горе горькое по свету шлялося! Ой, девка, и позднее же у тебя зажигание… Ты вникни в мою идею: я хочу предложить всем шутам и шутовкам надеть красные колпаки, как это в старину было у шутов гороховых… Ты станешь греметь бубенчиками и погремушками, а я стану корчить рожи и кривляться — вот увидишь: знатная получится чертовщина!..
Рыжая  Яга.(С сомнением).  Думаешь, получится?..
Лысая  Яга.  Еще как получится-то! Такую хохму на зрителя напустим, что хоть всё сними-отдай, и то — мало будет. За такую смехоту, и умереть не жалко будет...
Рыжая  Яга. (С еще большим сомнением). А что, если смехоты не получится?..
ЛысаяЯга. (С раздражением). Ну, заладила, как сорока:  «Не получится, не получится...»
Рыжая  Яга. (Кивает с одобрением, дескать: хорошо, хорошо, я согласна.
А кто станет всех околпачивать?
Лысая  Яга  Как это понять?
Рыжая  Яга.  Ну, кто, говорю, колпаки-то станет всем разда­вать?
Лысая Яга.  (с нескрываемым возмуъцением)  То есть, как это кто? Я, конечно, кто же еще? Я придумала этот фокус, я ж колпаки и выдавать буду.
Рыжая  Яга. Ну что ж, подруга, давай, пожалуй, попробуем. Мы ничего не потеряем. Пока зрители терпят эту канитель, пусть и терпят, а как перестанут терпеть, там видно будет...
Лысая  Яга.  Вот и давно бы так. (Роется в своих лохмотьях, достает колпак.)  На, держи, радость моя, получай колпак самая первая, и напяливай его себе на голову на здоровье...
Рыжая  Яга.(Примеряет колпак и обращается к зрителям).
Ну, как мне в этом колпаке, хорошо, что ли, люди недобрые?
Лысая  Яга. (С упреком)  Да ты наперед у меня спроси, и я тебе скажу: так хорошо, что лучше и быть не может. Только ты не очень-то сдвигай колпак на левое ухо, а носи вот так, как я — больше заламывай вправо. Ведь неплохо у меня-то смотрится, вот, гляди (Сдвигает свой колпак вправо на самое ухо.) Вот, полюбуйся, как неплохо смотрится...
Рыжая  Яга. Чтэ-э-э! Ещё чаво выдумала, чтобы я заламы­вала колпак вправо. А вот это ты видела? (Показывает кукиш.) А вот это ты видела? (Показывает два кукиша.) Скорее у меня волосы на ладонях вырастут, прежде чем я свой колпак неправое ухо стану напя­ливать!..
Лысая Яга.(Успокаивает подругу) Да не кипятись ты, боль ты моя зубная. Я уже давно замечаю за тобой такие номера, что ты со мной, как будто вась-вась, а сама норовишь натравить на меня доверчивого зрителя. Пойми ты, наконец, опухоль ты моя злокачественная, в чем наша задача: нам надо выводить людей из состояния меланхолии, и дуть нам надо в одну дуду. Бери колокольчики-бубенчики, и начнем смешить публику.
РыжаяЯга. (Топает ногами). Нет, нет, нет! Я буду упрями­ться. Или ты нахлобучивай свой колпак влево, или я начну играть комедь без тебя, а в твою сторону никто и глазом не покосит, пугало ты садовое. Вона, напялила свой колпак на правое ухо и довольна, как дурра набитая.
ЛысаяЯга (грозит пальцем) Но-но-но! Хватит лаяться!.. Слушай лучше, что я тебе прокричу…
(Рыжая  Яга топает ногами и затыкает свои уши пальцами. Лысая  Яга делает Рыжей  Яге руки по швам).
Да разумеешь ты, солнце моё ненаглядное, что для нас главное?
Рыжая  Яга. (Задумывается) Ты про когда, говоришь: про сей­час или вообще?
Лысая  Яга.  Про сейчас, ласточка моя!
Рыжая  Яга. (Задумывается) Сейчас главное — деньги.
ЛысаяЯга. (Одобрительно) Правильно. Главное не то, на какое ухо колпак напяливать, а как поглубже запустить руку в карман зрителю, и выгрести как можно больше у них… Чего?
Рыжая  Яга  Денег!
Лысая  Яга. Правильно, валюты. Посмотри туда (указывает пальцем в зрительный зал). Видишь: сидят, родимые; как ягнашки, смотрят, слушают и денежки платят. И немалые денежки-то, так что нашим малюткам хватит и на птичье молочко. Так какого же тебе рожна еще надо, дуреха ты мордастая? Вот, полюбуйся-ка на меня, я могу свой колпак хоть на глаза напялить, только бы мои любезные зрители денежки платили. Ой, подруга, понимаешь, ты, как я денежки-то люблю?!
Рыжая  Яга.  Да как не понять? (Вполголоса) Так ведь и зрители, чего доброго, разберутся в твоей хитрости. Как тогда дело-то повернется? Каким соком вся эта хитрость выльется, а? А то, пожалуй, мы с тобой и утечь не успеем...
Лысая  Яга.  Ну, уж об этом ты можешь не беспокоиться. ОМОН-то на что? Вот и пусть они и наводят порядок и спокой­ствие… Ну, давай что ли, бери колокольчики-бубенчики, ударь, да погромче!..
Рыжая  Яга. (Из-под кресла достает бубен, ударяет в него и восклицает.)
Эх, разгорись, петух, да поярче!.. Эх, Москва-Париж-город, прямо угоришь!..  (Лысая  Яга  кривляется, притопывает, в ладоши прихлопывает, нечаянно наступает на ногу Рыжей  Яге, та вскрикивает.)
Ой, ой, — прохудился мой любимый мозоль!..
Лысая  Я г а.  Ну, завопила!.. Кто тебе поверит про мозоль-то? Какая может быть мозоль на костяной ноге? Кому ты пыль в глаза пускаешь?
(Рыжая  Яга набрасывается на Лысую  Ягу с кулаками. Лысая  Яга убегает за кресло.) Ты на кого свою клешню поднимаешь? Думаешь, я тебя не достану? Да у меня, если ты хочешь знать, везде своя рука-то длинная есть!..
РыжаяЯга. (Причитает, разводя руками)Ой, напужала! Ой, напужала!.. Я вся дрожу от страху. Да если ты хочешь знать, мочалка плешивая, так у меня еще в самом Питере связи остались!.. Чтэ-э-э, квашня тысячелетняя, сразу скисла?.. Эй, кикиморы болот­ные, перегрызайте веревку, роняйте занавес, да устройте темную этой самозванке!..
 
            ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
            
              КАРТИНА ПЕРВАЯ
 
На сцене появляется Рыжая  Яга, сильно припадая на левую ногу.
 
Рыжая  Яга. (Громогласно)А вот и я! — тут, как тут. Граждане, всё, что здесь раньше разыгрывалось, на это можно плюнуть и размазать, — это было посмешище, никакая это не комедия. А вот теперь я могу всех вас засмешить насмерть. Для начала я поиграю с моими закадычными друзьями. (Оглядывается по сторонам, берет метлу.) А! вот ты где запряталась, метла, — старая патла, вылезай из-под лавки, играть будем. (Отвечает за метлу, меняя свой голос — на тоненький.) «А где кочерга, собачья стальная нога? Постучим, погремим, людей посмешим; мне кочерга — не подруга, моя подруга — Баба Яга». (Смотрит по сторонам, увидела кочергу.) А, вот ты где, под лавкой, кочерга — собачья стальная нога, иди живее к нам — будем играть: кому — ребра ломать, кому — по башке давать!.. А куда подевался наш вспыльчивый утюг? (Отвечает за кочергу писклявым голосом.) «Утюг кочерге — не товарищ, спроси у метлы-патлы» (Рыжая Яга снова заговорила своим голосом.) — Что я вас никак не помирю? Всего-то нас друзей — три ферзя на всю медвежью чащу-пущу. Завела я друзей на беду, где мне найти шайку-сковороду? А, вот вы где — под лавкой сховались, идите сюда: и утюг, и сковорода… (Обращается к зрительному залу.) Итак, дружки-подружки, кикиморы-лягушки! Начинаем представленье — всем наудивленье! Ну и дела: сцена стала черным черна, а была белым бела! Была, не была, мы снова отмоем черное добела. Итак, дружки-подружки, начинаем новую игру-представление — сущее умопомра­чение! Указываю: всем примириться, нашей комедии поклониться.(Кланяется метле.) Разрешите, метла-патла, вас пригласить на танец, оборванец?!
(Прижимает метлу к животу, поет и танцует.) Появляется Лысая Яга.
РыжаяЯга. Я-то по большому делу, не в пример тебе. Мне сам дядька Черноморский руку протянул и вытащил из суфлерской ямы. Я теперь целый год руки мыть не буду, чтобы сохранить тепло его рукопожатий!.. А вот ты (толкает Рыжую Ягу) — сущая самозванка, всю комедь испортила, думаешь, что я на тебя рожон не найду?!  Еще как найду! Навизжишься ты у меня!..
Рыжая  Яга. (Отступает, от нее). Не пужай! Не пужай! Пужаная уже!..
Лысая  Яга. (Наступает). Я тебя не так запужаю: две ночи будешь кровью ходить, а на третью ночь не встанешь...
РыжаяЯга. (Отступая) Я тебе прямо в глаза твои бесстыжие скажу: не было у нас комедии, но и ты — не комедия, а так — прости, Господи…
 (При слове «Господи» закрывает свой рот обеими руками.)
 Ой, проговорилась я про Бога-то, чур, меня! чур, меня!..
Лысая  Яга. (Примирительным тоном) Ну, хватит нам лаять­ся-то, давай мириться что ли? А то вон сам директор театра нам кулаки из-за кулис показывает, да и зрители занервничали, заерзали на своих сиденьях, как бы нас с тобой отсель не турнули...
Рыжая  Яга.  Да, уж публика-то у нас хоть куда, чего доброго, еще и накостылять могут (в сторону) Попробую-ка я их развлечь (напевает).
 
Пусть дурой назовёт меня
В лесу дремучем вся родня,
И пусть меня погубит смех –
На свете я смешнее всех...
 
 На сцене появляется дядька Заморский с трезубцем в руках. Обе Бабы Яги в один голос радостно, заискивающе приветствуют его.
 
Рыжаяи Лысая  Яги. (В один голос.) Ой, кто к нам в гости пожаловал! Сам дядюшка Заморский. Мы так рады! так рады, что и сказать нельзя!..
ДядькаЗаморский. (Говорит с сильным акцентом) Привьет, бабульенки! Как это на Руси говорьят: две медведицы в один берлога живьёт плохо!.. И комедия у них нехорош!.. Я научу вас, как надо шутить хорошо!.. Как жить весело!..
Рыжа  Яга. (Заискивающе)  Правда, ваша. Научи нас жить хорошо!..
Лысая Яга.
(Также заискивающе перед заморским гостем, указывает на зрительный зал.)
А вот им не нравится наша комедия, и вы им не нравитесь, припужахнуть бы их!..
Дядька Заморский. (Успокаивает ягу) Спокойно, мамулья!.. Будет все окэй!.. Пока рано припужахивать. Надо ещё мало-мало марьиновать, когда будет ропот — вот тогда и жахнем!..
Рыжая и Лысая  Яги. (Взвизгивая от удовольствия и потирая ладони.)
Жахнем!.. ой, жахнем!.. шар-рахнем!..
Рыжая Яга. (Восклицает) Эй, кикиморы болотные, опускай­те занавес, пусть зритель дозревает до ропота.
КАРТИНА ВТОРАЯ
 
    Кабинет дядьки Заморского. Он сидит в одиночестве за письменным столом, на столе в беспорядке книги, бумаги и что-то кипятится в электрочайнике. Дядька Заморский встает из-за стола, берет большую деревянную ложку и что-то ею помешивает в чайнике. Достает порошок из кармана, высыпает его в чайник, помешивая ложкой. Затем достает порошок из второго кармана и также высыпает его в чайник. Разговаривает сам с собой, напевая.
 
Дядька Заморский. Так, это помешаем, снимем пенку, добавим фосфат аммония, немного нальем царской водки и на кончике ножа подсыплем смеси бертолетовой соли с порохом…
(Стучат в дверь. Дядька Заморский, не отвлекаясь, напевает.)
Та-а-к… еще подсыплем бертолетовой соли с порохом… (Снова стук в дверь.) Кто стучит? (Два голоса за дверью.)
Две  Яги. (В один голос.)  Это мы… бабушки — шутовки, открой нам, дядюшка Заморский.
Дядька Заморский.   Сейчас, сейчас…
(Открывает дверь, впускает двух старух, высовывает голову за дверь и долго прислушивается и приглядывается.)
Д в е   Я г и. (в один голос) Мы знаем, как можно продлить комедию...
Дядька Заморский.
(Показывает рукой: молчите, не мешайте делать опыт.)
Та-а-к! Та-а-к! Еще надо добавить нитроглицерина, и можно будет посмотреть на свет. Та-а-к! Та-а-к! Наливаем из чайника в колбу, добавляем несколько кристалликов катализатора, взбалтываем, поднимаем колбу, смотрим на свет — восхитительно!.. Эх, жахнем!..
(Ставит колбу на стол, осторожно пятится назад, обращается к ведьмам.)
Ну, родненькие вы мои, мы скоро, так рванем здесь, что у всех присутствующих будут мозги всмят­ку.
(Обращается к Рыжей яге.)
Ну-ка, бабульенка, озирай окрестность, будто ненароком. Что там видно?..
РыжаяЯ г а.  (Всматривается в зрительный зал, причитает.
 Ой, родненькие вы мои!.. Созрели голубчики, сидят все, румяные, как маков цвет!..
ДядькаЗаморский. Ну, пожалуй, начнем… Для начала надо покликать Соловья-Разбойничка — Грача Грачёвича.
ДвеЯги. (Кричат во весь голос.) Соловеюшка-Разбойничек! Грач Грачёвич!..
Соловей-Разбойник.  Я тут, как тут!..
Обе  Яги. (Прижимаясь, друг к дружке, в один голос.)
А что, дядюшка Заморский, если все наготове, так какого лешего тянуть кота за хвост?
ДядькаЗаморскийб  (Обращается к Соловью-разбойнику.) Ты вот что, Соловей Соловеич! Грач Грачевич!.. Как только я брошу на умозрителей вот эту фиговину, ты свистни-ка трижды, да так, чтобы в тундре у чукчи уши заложило!..
Соловей-Разбойник  (довольный) Один момент, дядюшка. А проверю флюгер, узнаю сперва — откуда ветер дует.
(Плюет на указательный палец и поднимает его над головой.)
Можно начинать, дядюшка Заморский, даю установку.
(Трижды свистит в милицейский свисток. Ведьмы затыкают свои уши, приседают.)
Рыжая  Яга. (Взвизгивает)  Е, К, Л, М, Н!..
Лысая  Я г а.   (в тон Рыжей  Яге)  А, Б, В, Г, Д!..
Сверкает молния, раздаются раскаты грома.
ДядькаЗаморский. (Весь, содрогаясь от смеха.)
Ах, ха, ха, ха, ха, ха, ха!.. Изумительная черная месса! Невиданный танец смерти вытанцовывается. Вон как туземцы-то ползают и лупят друг друга, чем попало!.. Кажется, я переборщил с бертолетовой солью, но нет таких пилюль, которые на Руси проглотить не можно было!.. Однако надо на всякий случай быстро опустить занавес и понаблюдать в зал через дырочку...
 Опускается занавес. На сцену выходит Соловей — Разбойник, достает из своего кар­мана листок бумаги, читает.
Соловей-Разбойник  Дамы и господа, терапия требует терпения. Немного потерпите, и вас станет ещё легче… (Достает из кармана мили­цейский свисток, свистит. Все уходят со сцены...)
                                                                            
                               Конец спектакля
 
Приложение 2.
 
ВСЕЛЕНСКИЙ МАСКАРАД
Либретто маленькой комедии
 
Действующие лица и исполнители:
 
БОГЕМОВ – актёр самодеятельного театра
СОСНОВСКИЙ – самодеятельный художник, приятель Богемова
ДИРИЖЕРСКИЙ – самодеятельный скрипач
ОБЕЗЬЯНА – принцесса карнавала
ЮПИТЕР
САТУРН – обитатели Парнаса
ЧЕЛОВЕК В КРАСНОМ ПЛАЩЕ
ПЕРВАЯ ДАМА
ВТОРАЯ ДАМА
КЛОУН
 
В массовых сценах — обитатели Парнаса, участники маскарада.
Действие происходит: Первая сцена – на лесной опушке; Вторая – на Парнасе; Третья – на маскараде.
Время действия – железный, урановый век.
 
СЦЕНА ПЕРВАЯ.
 
Богемов и Сосновский сидят на пеньках на опушке леса мирно беседуют. Неподалёку от них, словно в тумане, маячит, как тень Дирижерский, со скрипкой в руках. Время от времени Дирижерский комментирует происходящее на сцене, иногда играет на скрипке, поёт.
 
БОГЕМОВ. (Обращается к Сосновскому.)
 
Давай ещё по рюмочке, приятель,
Мы слишком трезвы для такой беседы.
 
СОСНОВСКИЙ. (Говорит нараспев, потирая руки от хорошего предчувствия.)
 
Согласен я, согласен я, согласен…
На что, на что, а выпить я – не беден.
 
ДИРИЖЕРСКИЙ. (Играет на скрипке, негромко поёт.)
 
Как тихо вечер плащ свой драгоценный,
Раскинул здесь, над дремлющей землёй…
Природа вся неспешно засыпает,
Вот звёздочка блеснула в небесах…
 
Звезда вечерняя, я под твоим сияньем
Люблю бродить со скрипкою в тиши;
Люблю, что б ты, мерцая, трепетала,
Лучом своим ласкала мой смычок…
 
Поможешь звук такой извлечь из скрипки,
Чтоб на запретную от века мысль
Друзей моих смелее вдохновляла, -
Как им себя на маскарад явить!..
 
(Продолжает играть на скрипке, негромко напевая.)
 
Природа вся неспешно засыпает,
Вот звёздочка блеснула в небесах…
Как тихо вечер плащ свой драгоценный,
Раскинул здесь, над дремлющей землёй…
 
 
БОГЕМОВ.
 
Ты слышишь, друг, небесное звучанье,
Похоже: небо дарит нам очарованье…
Поверишь, — знать всегда хочу и слышать, -
Какою красотою вечность дышит?..
 
СОСНОВСКИЙ.
 
Пока не рвётся нить короткой жизни,
Мой друг, нам торопиться надо к славе…
Зачем-то же родились мы и жили?
Секрет раскрыть пора на карнавале…
 
БОГЕМОВ.
 
Так оно так, но только как, дружище, -
Толпу нам победить одним — из тысяч?
Как Карнавал Вселенский околпачить?
Чем целый свет мы сможем озадачить?..
 
Давай ещё по рюмочке пригубим,
Мы слишком трезвы для такой беседы…
 
СОСНОВСКИЙ. (С радостью.)
 
Я тоже говорю: жизнь слишком любим,
Чтоб трезвыми добиться нам победы…
 
(Чокаются, пьют, закусывают.)
 
ДИРИЖЕРСКИЙ. (Играет на скрипке, поёт.)
 
Вам не позволят славного деянья,
Самим войти в искусство мудрено;
Печальнее на свете нет стремленья,
Которого исполнить не дано…
 
Преодолеть препоны невозможно,
Зла круговой порок пробить так сложно…
Самим вам не добыть хвалу людскую,
Советовать добру вам не рискую…
 
Здесь что-то надо выдумать такое,
Дать карнавалу что-то неземное…
И разыграть такую надо пьесу -
На зависть небожителям и бесам…
 
Печальнее на свете нет стремленья,
Которого исполнить, не дано…
Вам не позволят славного деянья,
Самим войти в искусство мудрено;
 
БОГЕМОВ. (Оглядывается вокруг, прислушивается…)
 
Ты слышал, брат, небесное звучанье?
Похоже, небо дарит нам посланье…
Поверишь ли, мне удалось расслышать,
Что шуточной красою вечность дышит?!
 
СОСНОВСКИЙ. (Прислушивается…)
 
Недаром, нет, нам довелось сдружиться…
Коль не добром возьмём, так смехотворством;
Вот, если б удалось нам поучиться,
Но на Олимп взойти не так-то просто…
 
(Уходят, обнявшись, как родные братья, при этом здорово пошатываясь...)
 
СЦЕНА ВТОРАЯ.
 
Богемов и Сосновский с трудом взбираются на Парнас, помогая друг другу, шатаются из стороны в сторону. На вершине Парнаса переводят дух...
 
ДИРИЖЕРСКИЙ. (Играет на скрипке, поёт.)
 
Вот друзья похорошели!
Громче скрипка зазвучи!
Помогай друзьям на деле, -
Лучше роли разучить…
 
Вот, друзья мои учитесь, -
Перед вами весь Парнас!
Для начала осмотритесь:
Хорошо ль здесь в первый раз?
 
БОГЕМОВ.
 
Чудо край, как солнце ясный,
Словно, кто намалевал?!
Алый цвет такой прекрасный, -
Словно факел запылал!..
 
ДИРИЖЕРСКИЙ. (Играет на скрипке, поёт.)
 
Вы с пристрастьем присмотритесь, -
Это Божий дар — Парнас!..
С прилежаньем научитесь,
Что покажут вам сейчас…
 
Вот идут: Сатурн, Юпитер, -
Небожители… Вы всё ж
С ними, други, не хитрите,
Не потерпят Боги ложь…
 
САТУРН. (Обращается громовым голосом к Богемову.)
 
Откуда ты взошёл, приятель,
К нам в поднебесье на Парнас?
 
ЮПИТЕР. (Обращается к Сосновскому, из глаз сверкают молнии.)
 
Художник ты или писатель? –
Я, что-то не слыхал про вас?..
 
БОГЕМОВ. (Отвечает с дрожью в голосе.)
 
Вот заблудились мы немного,
Дошли до Вашего двора…
 
СОСНОВСКИЙ.
 
Здесь хорошо, пусть даже строго…
Домой бы нам пойти пора…
 
ДИРИЖЕРСКИЙ.
(Играет на скрипке. Происходящее действие соответствует словам пе

Нет комментариев  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования