Учителя и преподаватели » Обсуждения

кандидат ветеринарных наук

Bookmark and Share




Особенности оформления лекций с помощью мультимедиа.

янв 12, 2010 | 13:01
Прошу поделиться опытом написания и оформления лекций с помощью Power Point.

Комментарии  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Арламенков АлексейМультимедия в образовательном процессе
Одназначной позиции в данном вопросе нет. Бытующая между преподавателями и ВУЗ-ами желание быть лучшими и первыми в этом вопросе стоит остро.
Кто то предлагает сделать по три слайа на тему, с абстрактными изображениями, на фоне которых возможно проговаривать материал и осуществлять начитку лекций, однако мне, как преподавателю юридических дисциплин не удалось обойтись меньше чем 17-23 слайдами на лекцию.
Пользоваться программой достаточно просто, однако использовать электронный материал предлагается по средствам своих технических средств (спец. курсы), дисциплины в рамках мин. стандарта, средствами ВУЗ-а.
2010-01-12 14:01:52 · Ответить · · Ссылка
Лаптев ВалерийПрезентация - полдезная вещь
Могу сказать по опыту наших преподавателей и своего собственного опыта. Подготовка требует серьезных затрат времени — надо все продумать и создать соответствующие слайды. У нас пара 70 минут, в среднем на лекцию надо 30-35 слайдов. Если много говорить, то достаточно и 25.
На слайдах очень удобно показывать разного рода схемы, чертежи. Я показываю программы — преподаю программистские дисциплины.
Очень часто можно оживить слайд с помощью анимации — когда нужно показать процесс по шагам… Некоторые используют Flash — получается очень красиво.
Ролик мы обычно отдаем студентам, поэтому у нас на лекциях студенты не пишут, а слушают и смотрят.
Положительный момент — успеваешь втиснуть в лекцию больше материала, чем без презентации. Однако есть отрицательный момент: студенты слушают хуже, чем при обычной лекции. Больше отвлекаются и болтают. Это связано с тем, что мы им презентацию отдаем в пользование и они просто считают, что все это и без нас прочитают.
Но тут тонкий момент: Презентация — это только опорный конспект лекции, и прпод должен лекцию все-таки рассказывать, подкрепляя ее материалом на слайдах. Если же лектор читает со слайдов — это труба. Студенты такого лектора не воспринимают, и не уважают. Дисциплины не будет никакой.

Но в общем, презентации — весьма полезная вещь.
2010-01-12 14:36:35 · Ответить · · Ссылка
Балымов ИльяПрезентации на семинарах
А еще я бы хотел предложить для обсуждения параллельную тему: «Использование презентаций на семинарских занятиях»
2010-01-15 23:38:25 · Ответить · · Ссылка
В смысле, когда студенты на семинарах свои доклады сопровождают слайдами? Студенты у нас такое практикуют, насмотревшись на преподавателей.
2010-01-16 07:53:50 · Ответить · · Ссылка
увы, тут не использую их.Задумалась теперь почему.
2010-01-16 12:49:28 · Ответить · · Ссылка
составила 2 лекции-презентации с/п Power Point и очень довольна. Это возможность, где можно показать реальные объекты и расчетные схемы в одной увязке, что помогает студентам объективно оценивать изучаемый объект. На пару уходит до 150 слайдов, те временем на подготовку Power Point-презентации придется пожертвовать.Но результат окупит. Считаю для техВУЗов она необходима. А по по поводу дисциплины — никогда не провожу лекцию в виде монолога. Задействовав студентов в обсуждении даешь им возможность не только просматривать, но и осмысливать увиденное. Но только 2 лекции — первая и последняя. На промежуточных — всё на развитие мыслительной деятельности. Удачи!
2010-01-12 16:07:16 · Ответить · · Ссылка
Мой опыт использования мультимедийного сопровождения подсказывает, что это существенно облегчает процесс чтения лекции, делая его более свободным в плане проведения дискуссий. Правда, я стараюсь делать это не часто, чтобы интерес к такого рода занятиям не пропал. Не могу сказать, что трачу много времени. Эти затраты окупаются тем, что успеваешь больше рассказать на лекции, и можно заинтересовать студентов каким-то аспектом темы (а, как следствие, почитают дополнительную литературу). На мой взгляд, студенты больше интересуются такими занятиями.
2010-01-12 16:48:41 · Ответить · · Ссылка
Я тоже считаю, что использование презентаций очень полезно. Во-первых, это чисто психологически очень оживляет лекцию Точнее, может оживить. А может в ступор просто всех слушателей вогнать, если плохо составлена презентация или если ей неправильно пользоваться.
Ко всему сказанному я хочу еще добавить, что использование презентации позволяет излагать материал гораздо более четко, структурированно. Я лично, когда стал пользоваться презентациями, обнаружил, что мои устные лекции содержат столько всякого ненужного, второстепенного и т.д. хлама! Пришлось от него избавляться.
И еще хочу добавить. О проблемах, возникающих при использовании презентации. Ой. Времени нет. Потом добавлю:-)
2010-01-13 11:39:30 · Ответить · · Ссылка
Наглядность залог более эфективнго запоминания, к тому же интересней чем обычные лекции.
2010-01-13 17:26:45 · Ответить · · Ссылка
Смотря какой материал даёте на лекции. Презентация хороша, когда много иллюстративного материала, гораздо удобнее, чем на доске мелом рисовать или по бумажному плакату указкой водить. Можно втиснуть в пару гораздо больше визуальной информации и получить обратную связь. Если материал в основном под запись (определения, формулировки, краткие факты), то презентация ничего не даёт, а только отвлекает внимание студентов и мешает запоминать в процессе написания ими конспекта. Если материал в основном связан с установлением отношений, алгоритмов, последовательности действий, формул, то не обойтись без рисования на доске, никакая анимация в презентации не заменит мел и тряпку.
2010-01-13 18:11:24 · Ответить · · Ссылка
Левкин ГригорийОбратная связь
Всем огромное спасибо за отклик и за полезные советы.
2010-01-13 19:12:29 · Ответить · · Ссылка
на мой взгляд морфологам оформление лекций в виде презентаций неплохо облегчает подачу материала, не надо сновать с кипой таблиц, опять же можно тезисно ужать сам конспект до базисного минимума, на многих заребежных сайтах можно позаимствовать иногда чудненький визуальный материал для вставок в виде флэш, роликов, а если тем план позволяет делать проблемные лекции вне учебного курса, то можно и не повторяться из года в год, хотя на качественную подготовку может уйти немало времени, мне на час хватает 20-30 не перегруженных слайдов
2010-01-13 20:27:59 · Ответить · · Ссылка
Сентябрев НиколайПрезентация на лекции необходима
Мы на своей кафедре лекции по физиологии и физиологии спортивной деятельности уже несколько лет читаем только в сопровождении мультимедийных презентаций. Для каждой лекции подготовлен набор слайдов, видеофрагментов. Несмотря на то, что основной пакет таких слайдов прилагается к учебному пособию, которое студенты приобретают в нашем ВУЗе, на лекциях они и слушают, и записывают. При этом могу сказать, что основная масса стала записывать значительно ольше, чем это было раньше. Для лектора такое изложение материала облегчает переработку лекций. Я лично это делаю ежегодно и достаточно серьезно переработываю сам материал и используемые слайды. Думаю, что для любой биологической дисциплины мультимедийные презентации необходимы.
2010-01-14 06:32:47 · Ответить · · Ссылка
Хотелось бы отметить, что по моему опыту демонстрация слайдов и речь лектора должна быть дополнена и материалом под запись. Иначе студенты действительно расслабляются, думая что при подготовке к экзамену достаточно лишь презентацию просмотреть. Не будем забывать, что у людей разная память — визуальная, слуховая. Если рассказывать, показывать и записывать — эффект максимальный. В моих дисциплинах (цветоводство, ландшафтный дизайн) без презентаций просто не обойтись. Могу отметить, что результаты успеваемости и интереса к предмету значительно выше.
2010-01-14 06:37:19 · Ответить · · Ссылка
Третий год пытаюсь активно использовать презентации для чтения лекций ( юристпруденция)
Конечно есть плюсы — можно вывести тесты статей закоов на экран( так лучше воспринимается чем на слух), информативность лекции -презентации выше, и конечно можно свежий материал студентам отдать — у нас учебники за законами не успевают-устаревают.
Но есть и минусы
1. Презентация всегда в полутьме — соответственно студенты халтурят на записи конспекта или вообще засыпают (если это последняя пара у вечерников)
2. Динамика объяснения метриала — внутренняя логика, последовательность выше когда на доске постепенно у студентов на глазах схема вырисовывается, чем когда она готовая на экране. Пришлось освоить анимацию. Тут устав бороться с продукцией майкрософт ушла на Apple: презентации получаются и красивее и интереснее — динамичнее и делать их гораздо легче.
3. Не знаю как тут коллегам удается в три слайда уложиться — у меня их обычно до 55 шт за лекцию — соответственно нужно время на подготовку и постоянное обновление законодательного материала.
4. Привыкнув так читать лекции, пришлось купить проектор — не всегда есть оборудование — приходится с собой возить
2010-01-14 15:15:07 · Ответить · · Ссылка
Щербатский ВикторИнтерактивные доски
Год назад установили в мультимедийной аудитории нашей кафедры такую доску. Конечно, возможности тут же расширились необычайно. Но методологии подготовки лекций для этого случая пока не создано. Кто как поступает? Пробовали пользоваться интерактивной доской?
2010-01-15 09:29:06 · Ответить · · Ссылка
Левкин ГригорийМетодология создания лекционного курса с использованием инфорационнх технологий
Так и нет методологии не только с ипользованием интерактивной доски. Когда передо мной поставили задачу оформления лекций с помощью Power Point долго не мог приступить пока не понял, что посто не знаю как. Как часто бывает думаешь что знаешь и умеешь, а на самом деле… И действительно должна быть методология написания и использования мультимедиа лекций.
2010-01-15 19:51:30 · Ответить · · Ссылка
Мы студентов своих учим использовать слайды на выступлениях. Ни одна защита диплома или курсовой практически без них не проходит. Правила довольно простые:
1. слайд должен содержать тезисы или схемы (не пихать куски текста, максимум — 5-6 примеров или пара коротких высказываний).
2. слайды должны быть контрастными.
3. максимум 2-3 цвета и 2 шрифта.
4. стараться избегать анимации и красочных картинок, не относящихся к выступлению (типа человечков с разными жестами и т.д.) — если только вы не хотите, чтобы в этот момент слушатели отвлеклись на всё это и благополучно прослушали слабые стороны доклада.
2010-01-15 21:09:05 · Ответить · · Ссылка
Лаптев ВалерийАналогично
Мы тоже курсовые со второго курса защищаем по презентации. Студент должен сделать доклад по презентации, и после этого — показать программу.
Требования к презентации примерно те же.
2010-01-16 00:16:03 · Ответить · · Ссылка
И снова я :-) Итак, о проблемах :-) А возможно, и о методологии :-) Я хотел бы описать трудности субъективного характера, с которыми сам столкнулся, начав использовать презентации (а использую я их, кстати, всего семестр, поэтому это вам, о, Новички-В-Этом-Деле :-))
Ну так вот. Тут говорилось о соотношении материала «под запись» — " не под запись". Я для себя решил в один момент, что то, что есть на слайдах, записывать студентам не надо, потому что оно же есть, зачем еще писать. Школярство какое-то. Что из этого получилось? За пол часа лекция была прочитана. И я ошарашенно смотрел на довольных студентов.
Попробовал эту проблему решить так: буду заготавливать больше вербального материала, но не под запись, а для пояснений материала на слайде. Так тут возникла такая проблема (которая, я думаю, хорошо знакома любому преподавателю). Студенты быстро уяснили мою позицию и утратили всякий интерес ко всему кроме того, что есть на слайдах. Это как бывает на обычной лекции: читаешь «под запись» — тишина, все работают. Читаешь «не под запись» — все занимаются своими важными делами. Отсюда я для себя сделал вывод такой. Если использовать эту стратегию, т.е. облегчать жизнь студентам и вносить в слайды все, что нужно для экзамена (зачета), то нужно обязательно сделать для них кристально ясной следующую вещь: без моих комментариев слайды бесполезны! Но тут опять же встает вопрос о фиксации этих комментариев… Другой выход: сделать лекцию настолько интересной, чтобы ее слушали просто так. Из интереса. :-) (это очень скептический смайл)
В другой раз я работал с группой, которая стремилась все переписать даже со слайда. Это тоже было для меня не просто. Вот всем известно ощущение: не знаешь, куда руки деть. Это примерно то же самое. У меня в голове, видимо, четкая связь образовалась: я диктую, студенты пишут. А тут чудеса — они сами пишут. А мне чем заняться? Если на слайде дан сложный материал, то можно минут пять тупо стоять, не зная, чем заняться. Лекция выхолащивается. Я из преподавателя превращаюсь в какого-то киномеханика или как называют этого дяденьку, который фильмы в кинотеатре крутит?
И еще одна трудность. Забыл только, какая. Ну, вспомню напишу
2010-01-15 21:19:52 · Ответить · · Ссылка
Левкин ГригорийМатериал для лекций
Прихожу к следующей модели: слайды нужно делать одновременно с лекцией. Слайды как скелет лекции.
2010-01-15 21:32:23 · Ответить · · Ссылка
Да, 15-20 слайдов вполне достаточно. Пока вы читаете лекцию и под запись в том числе, у студента есть время глянуть на слайд и видеть общую тематику, о чём вы говорите. Бывает, слушаешь монотонную лекцию или доклад без слайдов и если не прилагать специальных усилий, то посередине можно просто «выпасть», либо обдумывая предыдущий материал, либо задумавшись о личных проблемах. Слайды помогают этого избежать или по крайней мере вернуть в струю, если лектор такой монотонный.
2010-01-16 07:51:25 · Ответить · · Ссылка
Кабанова НадеждаМетодология создания лекционного курса с использованием информационных технологий
В этом может помочь любое пособие по созданию презентаций — мне повезло, у меня был курс по бизнес-английскому (я вела), который параллельно меня саму научил создавать хорошие обучающие презентации и грамотно ими пользоваться. В бизнесе даже есть понятие death by Power Point, что означает плохое изложение материала с использованием РР, когда выступающий делает неудачную презентацию, перенасыщенную анимацией, цветом, текстом — и буквально «убивает» этим всё содержание. Так что этому искусству нужно учиться…
2010-02-04 20:10:27 · Ответить · · Ссылка
Счастливые! Нам как-то показали такую доску и даже рассказали про нее. И все :-)
2010-01-15 21:22:36 · Ответить · · Ссылка
Согласна со всем, что написано относительно проблем. Действительно, читая лекцию на курскх повышения квалификации я не могла уложиться в отведенное время, поскольку вся аудитория переписывала слайды. С другой стороны, мои студенты действительно болтают как только материал переноситься на слайды.Ну, конечно же, зависит от предмета еще.
2010-01-15 23:02:33 · Ответить · · Ссылка
И вот еще вспомнил наконец мою третью проблему (трудность), с которой я столкнулся и как лектор, и как слушатель: это скорость смены слайдов. Она не должна быть слишком высокой. Вроде бы это настолько очевидно, что и говорить-то об этом нечего. Ан нет! Вышеупомянутые 55 слайдов за лекцию у меня, простите, вызывают большие сомнения. Я на конференциях сталкивался много раз с такой проблемой: слайды демонстрируются как будто не для того, чтобы человек вник в их содержание, а для того, чтобы просто показать: «глядите, вот и слайд есть». Мне кажется, что если мы используем наглядность на лекциях, то в первую должны подумать о психологии восприятия. У меня вообще такое впечатление, — буду говорить только о себе сейчас, что я вообще не представляю себе студента. Что он думает, что видит, как к этому относится и т.д. Отсюда и проблема: показал слайд, сам быстро вспомнил, что там перенес в воображении этот результат на студента — и поехал дальше. А студент-то даже прочитать не успел, не то что понять
2010-01-15 23:33:01 · Ответить · · Ссылка
кол-во слайдов напрямую зависит от их содержания — на один уходит до 10 минут разбора, на другие секунды. Для того, чтобы расчитать время и при этом не быть киномехаником нужен предварительный прогон. А для того, чтобы студент не зевал необходимо и его задействовать в процессе уже как изучателя. Конечно для огромных аудиторий от 6 и более групп это не самый удобный вариант. А под запись материал давать мы Обязаны — это всё таки именно лекция и к ней предъявляются определённые требования. На Западе широко практикуется вариант «свободная лекция», когда лектор всю пару можно сказать беседует с аудиторией, а уч. материал изучается отдельно(так называемая индивидуальная СРС, которую нам навязывают)по учебникам Самого лектора или его же э/ным лекциям. Считаю, что это не наш метод в первую очередь по обстоятельствам:
1) мы получаем из школ не тех абитуриентов
2) возможность выпустить собственную книгу (там это делается за свой счёт) мы фактически не имеем
3) э/ный вариант нужно как то запатентовать, а то шустрый Вася Пупкин сделает это вместо тебя.
Ну итд итп
2010-01-16 09:45:56 · Ответить · · Ссылка
Про интерактивную доску только слышала, увы…
Наверное, содержание и количество слайдов сильно зависит от предмета и содержания лекции. Там, где у меня 1 курс — действительно на лекцию до 20 слайдов, но практически все анимированные (с последовательным выплыванием частей одной схемы и гипрессылкой к какой-то ее части подробнее). А вот курсы повышения квалификации и ДПО — там, да, до 50 доходит — но это в основном иллюстративный материал — решения судов, новеллы законодательства — там аудитория как правило хорошо владеет базой и ей надо другое — на примерах проиллюстрировать точку зрения лектора, особенно если она отличается от N-летней практики.
Ага, а тут еще проблема всплыла — у нас в мультимедиа аудитории интернет подключили и обязывают его использовать при чтении лекций, но вот как — я пока только голову ломаю.
А психология восприятия — это да, очень важно. Я вот заметила, что желтый цвет вообще не воспринимается аудиторией ( как бы глаза, что ли отводит, стараются не смотреть). Действительно презентация же не для лектора, чтоб ему удобнее было, а чтоб аудитория лучше поняля что-то. У нас есть замечательная кафедра акмеологии, она курсы читает аспирантам и др. «Преподаватель высшей школы» — есть у них приличные пособия по методологии обучения и использования разных дидактических средств — позаимствовала много интересного, в том числе по психологии аудитории.
А скорость — не знаю, я между слайдами только вручную перехожу ( благо у apple пульт дистанционного управения есть), иначе точно киномехаником себя чувствую.
2010-01-16 12:46:45 · Ответить · · Ссылка
Этот комментарий был удален
Человек получил от природы великий дар — жизнь. Получил основные органы восприятия этого мира. Успех овладения материалом будет в том случае. когда все эти органы будут работать с информацией синхронно и параллельно. Из своей практики хотелось бы сказать, что использую Power Point, как средства визуализируюшщее информацию, звук (колонки) — средства воспринимающее информацию. Это всё прекрасно работает и плюс к тому аналоги системы Шаталова — цифры в графах и таблицах. И студентам интересно и главное- просто.
2010-02-02 17:48:48 · Ответить · · Ссылка
А можно уточнить, что значит «звук (колонки) — средства воспринимающее информацию». Вы как-то умудряетесь получать информацию через колонки?
2010-02-02 17:51:42 · Ответить · · Ссылка
я имею ввиду простое звуковое сопровождение презентации иди видео рассказа.
2010-02-02 20:56:59 · Ответить · · Ссылка
Климчук АлександрПро лекции с компьютером
Добрый день.
По-моему тема дискуссии: применять или нет мультимедиа на лекциях — совершенно надумана.
Ответ — это просто необходимо!
Мы студента готовим к практической работе. Какая компания сегодня использует для донесения информации только язык выступающего и доску с мелом.
Есть общепринятые принципы эффективного выступления — их и следует придерживаться в вузе.
2010-02-08 10:29:48 · Ответить · · Ссылка
Так не идет речи о том, использовать или не использовать -прочитайте внимательно тему дискуссии.
2010-02-08 16:55:52 · Ответить · · Ссылка
Этот как раз в тему.
Технологии использования ничем не отличаются от традиционных технологий публичного выступления с компьютерной техникой.
Зачем на пустом место городить огород и изобретать велосипед. Если сможете — приведите пример, когда в обучении нужны специфические методы выступления.
2010-02-08 20:22:42 · Ответить · · Ссылка
Саша, ничего не понятно. Григорий говорит, что обсуждение не касается вопроса, использовать или нет. Обсуждение посвящено вопросу, как эффективнее использовать. Мне лично в этом вопросе не все понятно. Не знаю, как Вам :-)
2010-02-08 20:28:48 · Ответить · · Ссылка
Ага (соглашаюсь с Григорием). А от себя добавлю, что аргументация Ваша слишком узкий характер имеет — касается только экономистов. Вряд ли это можно распространять, например, на учителей физкультуры.
2010-02-08 17:06:18 · Ответить · · Ссылка
Может. Вы видели тренировки футболистов например? Если нет — подскажу: почти половину времени футболисты смотрят на мониторах игру соперников и разбирают ее комбинаторику на тех же мониторах. Так что пример неудачный.
2010-02-08 20:24:32 · Ответить · · Ссылка
Ага :-) А я говорю о школьных учителях физкультуры :-)
2010-02-08 20:26:08 · Ответить · · Ссылка
наткнулась тут на рекомендации по оформлению презентаций:
— шрифт – Arial, минимальный размер текста – у меня 20 пт жирным на аудиторию человек примерно 200, цвет шрифта чёрный, фон всегда белый, аудитория светлая, игра с цветами выходит мне боком, да и внимание на мой вкус как-то рассеивается, если лекция двухчасовая, выделяю что-то увеличением кегля или курсивом, подчёркиванием.
— необходимо использовать максимальное пространство экрана (слайда), например, растянув рисунки, согласна — у меня на слайд в оптимуме 3 строки текста и 1 рисунок, дисциплина морфологическая, так что на каждом слайде по рисунку или по 2, текст тезисами и минимумом до не могу на верхней площади экрана (слайда), т.к. с последних рядов нижняя часть экрана может быть плохо видна.
На первом (где тема лекции, если надо выходники помельче) и последнем слайде (где благодарю за внимание) мне нравится делать художественные вставки в тему (писающего мальчика по мочеполовой системе, :)))
— каждый слайд должен содержать (под-)заголовок, в принципе согласна (в конце заголовков точка не ставится, ну енто уже правила орфографии, :)).
— не перегружайте слайды анимационными эффектами — я использую только анимашки картинки, всякие въезды, отъезды картинок, шрифтов не применяю вапче, эффектно конечно, но студенты разные, один въезжает по ходу, второй отвлёкся и хочет въехать ещё раз и т.д., а гифовые картинки, z.b. работы венозных клапанов по ходу описания оных мне нравятся (на зарубежных сайтах такие гифы неплохие можно по медицине откопать).
— подписи к рисункам не делаю, все цифери, обозначения (на мой вкус енто опять же отвлекает) убираю ластиком (этакая немая схема), лазерной указкой и языком всё енто озвучиваю
Можно было бы по желанию ссылануть по 5 своих слайдиков, если конечно господа лектора не супротив засветить своё трудом наработанное авторство (труд действительно, порой, немалый), незамыленным глазом могли бы возможно всплыть грубые ошибки подачи материала.
2010-02-08 18:41:32 · Ответить · · Ссылка
вот ещё, у нас в вузе когда-то семинар проводили по созданию презентаций, коротенько:
— будь проще с оформлением (докладчик — лектор, а не презентация)
— принцип Милли-Ванилли (не использовать анимацию для текста и звуки)
— технические сложности при использовании видео
— 100% уверенность в информации (от орфографии до цифр)
— максимально оптимальные примеры
— минимум текста (4-5 строк на слайд — 50 слов, минимум 20 пт), один шрифт (светлый текст, тёмный фон, моих студентов больше устраивает светлый фон и чёрный текст, наверное зависит от экрана, освещённости аудитории и типа мультимедийного проектора)
— 1-2 иллюстрации, которая дополняет или заменяет текст (мои студиозусы предложили крупно на одном слайде текст для конспекта (опять же минимум, с коментами лектора разными по протяженности с ориентиром окончания на тех, кто пишет ну очень-но медленно), с пт намного более 20, чтоб видно было и на галёрке с миопией, а рисунок отдельно с устными комментами лектора, ну у нас аудитория слушателей от 50, что реже и до 200, что чаще)
— в начале лекции — актуальность (мотивация)
— добавление красок — юмор (моих оживляет, даже апосля ночного дежурства), аналогия, живой язык, зрительный контакт с аудиторией (люблю бродить глазами по аудитории, они такие забавные студенты, себя вспоминаешь, только мельком на картинку ноутбука, ну и если надо указкой или курсором по слайду потыкать), энтузиазм, выражение лица, оттенок голоса (вот у меня оттенок к завершению второго часа, :)), хоть термос с горячим чаем и каплей коньяка с собой бери и прихлебывай в перерыве), язык жестов (без отвлекающего лишнего хождения, игра с указкой, ручкой, по-моему студенты надо мной уже хохмят, когда я жестикулирую, прорисовывая морфологические особенности, хотя у нас аудитория младшекурсово-зелёная, на старших, пожалуй тактика другая)
— в конце лекции подведение итогов и время на вопросы (обожаю умненькие вопросы, если не могу в полном объёме ответить, готовлю отдельный слайд на следующую лекцию, у модульников они одна за другой (с картинкой, куда ж без них морфологам) и благодарностью в пользу вопрошающего
— задавать вопросы аудитории по ходу презентации (обратная связь, :))
2010-02-19 20:18:03 · Ответить · · Ссылка
Левкин ГригорийМатериал для лекций
Вот то, что получилось. scipeople.ru/course/1047/materials/
Сделано с текстом лекций, поэтому часть информации скрыто.
2010-03-14 19:56:27 · Ответить · · Ссылка
Да, таки морфологам готовить презентацию намного легче, как оказывается, методологи нарисовали бы схемки, всё таки виват Анисимов, была в юности на нескольких лекциях по методологии мышления, дитёнок мой сейчас получает образование по менеджменту в той же самой концепции, текст таки вторичная сигнальная система, а если его на слайде ещё и много до перегруженности, опять же енто только моё мнение, что всё можно сказать и голосом, классификации и протчая необходимы, но по-моему всё таки ноу-хау в ентом случае Анисимов, тем более в логистике, многое чего мне понравилось, я в ентой сфере почти профан, если б дело было ближе к лету, апосля сессионной горячки, можно было бы и клич кинуть, по ентой лекции всему народу свой вариант сотворить, китчевый так сказать, с большим уважением
2010-03-14 20:31:02 · Ответить · · Ссылка
Использую при преподавании логистики структурно-функциональный подход — предприятие как живой организм, есть внутренняя среда, чтобы предприятие функционировло, необходим гомеостаз и взаимодйстие с внешней средой. Сейчас у меня студентка готовит материал — адаптация принципов организации организма для торговых предприятий. В соответствии с подходом структура и функция — вначале описывается стрктура — движение потоков между частями целого, а затем функции привязываются к структуре. Получается более понятно и удобоваримо. И наоборот -сумятица. Кстати, в части системного подхода много из биологии, но еще не достает много для того, чтобы экономические системы были более управляемы и формализуемы, чтобы можно было выйти из поля интуитивного озарения (искусстов) при управлении. К примеру, не оценивается асимметрия как явление в морфологии и физиологии, распространяющееся на социальные структуры.
Кстати, расскажите подробнее про Анисимова.
2010-03-15 08:22:03 · Ответить · · Ссылка
Опять же, я морфолог и данная область знаний не моя нива деятельности, с точки зрения дилетанта — Анисимов О.С. ввёл понятия и категории, составляющие азбуку теории деятельности, представленные логическими схемами(что вполне можно использовать в презентациях, создав их под своё описание) (методологические положения), кои в силу своей «прозрачности» и алгоритмичности могут выступать удобными инструментальными средствами для конструктивного анализа, экспертизы и проектирования любых систем деятельности, в виртуальном пространстве наверное есть какие-либо ссылки на его методические разработки. Ваша методическая разработка мне понравилась, скусно, особливо с точки зрения морфолога, :), гран-мерси за возможность ознакомления. С большим уважением
2010-03-15 15:35:11 · Ответить · · Ссылка
Левкин ГригорийВнедрение
Создал несколько лекций (выложил у себя на странице в Логистика) и начал читать лекции с мультимедиа. Заметил следующую вещь. Студенты разные, но все-таки нужно продолжать диктовать лекции. Должен быть конспект лекций у студента — это незаменимая вещь для семинаров. Если же просто проговаривать текст лекции, представленный на слайде (сам иногда на повышении ты квалификации сталкивался с этим), то получается путаница. Студенты пытаются слушать, писать со слайда — получается очень неудобно. Поэтому выбрал для себя следующее — диктую лекции как диктовал, кому нужно — от посмотрит на слайд, но основная масса пишет на слух. При этом сразу видно к какой категории относится человек — аудиал или визуал. Если на слайде рисунок — раасказываю по рисунку — студенты смотрят (предварительно выдаю им электронный вариант презентации).
2010-04-13 18:09:31 · Ответить · · Ссылка
Назаров ПавелИспользование презентаций на лекциях
Я почитал мнение коллег и пришел к выводу, что сколько людей, столко и мнений. Но сразу бросается в глаза следующее: не совсем понятно как влияет использование презентаций на результат обучения. Каково его влияние на процесс обучения — об этом говорят все. А вот результат… похоже результат уже никого не волнует: ни преподавателей, ни тем более студентов. Конечно, студент скажет, что лекции становятся более интересными, более содержательными, но это его субъективное мнение. А тем временем преподаватели не дадут мне соврать, что уровень знаний и способность восприятия информации студентами значительно снизился. Поэтому я считаю, есть презентации и презентации. Огрмное количество слайдов практически не позволяет детально воспринять материал лекции. Ведь мы хотим, чтоб студенты разобрались в материале лекции, разобрались в деталях. Как известно, за это отвечает левое полушарие. Большой объем слайдов позволяет только представить проблему в целом, без детализации, а за это уже отвечает правое полушарие. Значит, налицо несоответствие между тем, что мы хотим и что делаем для этого. Конечно, если считать, что на занятиях мы даем информацию (не знания, а информацию!), то для этого достаточно использовать обзорные лекции с огромным мультимедийным материалом. Но тогда возникает вопрос: кого мы готовим — специалистов или...?
2013-03-23 09:34:13 · Ответить · · Ссылка
Да, Павел, согласен. Вообще качество образования в настоящее время определяется как соответствие образовательным стандартам, а деятельность преподавателей как оперативная работа остается без внимания. Все представлено в общем. Хорошее замечание.
2013-03-23 11:39:15 · Ответить · · Ссылка
Да, Павел, согласен. Вообще качество образования в настоящее время определяется как соответствие образовательным стандартам, а деятельность преподавателей как оперативная работа остается без внимания. Все представлено в общем. Хорошее замечание.
2013-03-23 11:39:16 · Ответить · · Ссылка
Сентябрев НиколайИспользование презентаций на лекциях
Количество слайдов на лекции зависит от большого числа факторов. Для каждой аудитории, для каждой темы они неодинаковы, нужно заранее определять и изменять число слайдов, а в ряде случаев и их содержание. Согласен, что чрезмерное количество слайдов будет только мешать. Смотреть на то, какое полушарие вы пытаетесь задействовать не вполне серьезно, тем более, что распределение информации для ее обработки будет разным у разных людей. Нельзя забывать и о том, что слайды — это наглядность, а принцип наглядности весьма трудно отмести. Детализация проблемы — это ваши, лектора, комментарии слайдов, их интерпретация.
Вопрос о том, что мы даем на лекции всегда проблематичен. Но, согласен, сводить все к информации просто глупо. Информацию можно получить любым способом, вплоть до видеозаписи или просто прослушивания. Не стоит забывать только о том, что важна личность лектора, его персональное воздействие на аудиторию. Здесь можно сравнить процесс чтения лекции с игрой музыканта. Общеизвестно, что живое исполнение оказывает большее воздействие, чем прослушивание (или просмотр) записи.
И, наконец, о качестве образования. Вообще-то данный процесс предусматривает участие двух сторон, причем обе стороны мотивированы — одна на то, чтобы выплеснуть из себя знания и передать свое отношение к научной дисциплине, другая сторона должна не пассивно сидеть и слушать, а работать, воспринимать. Когда желания сторон совпадают, результат, т.е. качество, будет всегда хорошим. Если у той или другой стороны что-то не так, то все идет прахом. К сожалению, сейчас все чаще и чаще по разным причинам мотивация отсутствует и там, и там. Поэтому изыскания «умных голов» из Минобра и РАО зачастую просто бессмысленны (а часто это просто формальная попытка сделать что-то просто не так, как раньше, т.е.РЕФОРМИРОВАТЬ!). Нужно менять общую обстановку в стране, как бы не охаивали времена Сталина, но та атмосфера способствовала (несмотря на многие перекосы и ошибки) более качественному образованию, чем нынешняя атмосфера менеджеров, юристов, экономистов и психологов (хоть я ничего против не имею к нормальным представителям этих профессий). Сейчас качество образование — это качество бесчисленного количества документов. Увы!
2013-03-23 12:49:36 · Ответить · · Ссылка
В УРФУ недавно (4-8 февраля с.г.)прошла конференция НОТВ-2013, где рассматривались новые методы электронного обучения. Мы демонстрировали нейронного робота, в том числе пригодного для сопровождения лекционного материала.
notv.urfu.ru/notv/
Следует отметить, что презентации зарубежных коллег разительно отличаются от наших своей простотой и доступностью для понимания. Кроме того, они пригодны для просмотра на планшетниках и айпедах. Однако стоимость таких презентаций зашкаливает.
2013-03-23 13:50:23 · Ответить · · Ссылка
Назаров ПавелИспользование презентаций на лекциях
Спасибо, Николай, за комментарии. Сразу хочу вас поставить в известность, что какое полушарие участвует в процессе, преподаватель не выбирает и не может выбрать — это происходит автоматически. Это можно прочитать в классической психологии. Но наша образовательная система заточена так, что у нас, как правило, задействовано левое полушарие: мы хотим, чтобы студенты запомнили.
Теперь об информации. Мы действительно даем только информацию, а не знания, в знания эта информация перейдет только тогда, когда специалист начнет работать и будеть применять в своей деятельности. В этом диалектика учебного процесса в целом: мы тоже когда-то получили информацию, но теперь эта информация стала смыслом жизни, т.е. стали знаниями. Ясно, что далеко не вся информация, полученная во время учебы стала знаниями. Большинство информации рассеялось. В этом и заключается искусство преподавателя: дать информацию так, чтобы отсев был минимальным.
2013-03-25 22:28:20 · Ответить · · Ссылка
Хочу добавить только одно. Представления о жестком распределении функций между полушариями и однополушарной обработке информации несколько устарели, всегда работает целостный мозг, в котором параллельно происходит оценка информации по многим параметрам, как информационного характера, так и эмоционального. Вряд ли можно представить себе человека, который не производил бы эмоциональную оценку сколь-либо значимых событий. К сожалению, для многих студентов значимость лекции, как события, необходимого для достижения полезного результата деятельности (по П.К.Анохину), сведена если не к нулю, то к чему-то близкому.
Опять же об информации, даваемой преподавателем. Не нужно так преувеличивать ее значение в отрыве от мотивационно-эмоциональной составляющей части лекции. Не хочется повторять избитые вещи, но в данном случае можно повторить старое высказывание — ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь. Банально, но факт.
2013-03-26 07:07:47 · Ответить · · Ссылка
В молодости мне повезло на учителей- это были профессора с мировой известностью. Учили всегда строить лекцию по плану чеховского рассказа: 1.Завязка действия. 2.Развитие интриги. 3.Кульминационный момент.4.Развязка. В итоге, аудитории всегда были полные студентов.
Использование мультимедиа существенно усиливает возможности реализации такого плана. Лекции становятся проблемными и актуальными.
2013-03-26 09:23:49 · Ответить · · Ссылка