Учителя и преподаватели
»
Обсуждения
Особенности оформления лекций с помощью мультимедиа.
янв 12, 2010 | 13:01
Прошу поделиться опытом написания и оформления лекций с помощью Power Point.
Комментарии
Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Кто то предлагает сделать по три слайа на тему, с абстрактными изображениями, на фоне которых возможно проговаривать материал и осуществлять начитку лекций, однако мне, как преподавателю юридических дисциплин не удалось обойтись меньше чем 17-23 слайдами на лекцию.
Пользоваться программой достаточно просто, однако использовать электронный материал предлагается по средствам своих технических средств (спец. курсы), дисциплины в рамках мин. стандарта, средствами ВУЗ-а.
На слайдах очень удобно показывать разного рода схемы, чертежи. Я показываю программы — преподаю программистские дисциплины.
Очень часто можно оживить слайд с помощью анимации — когда нужно показать процесс по шагам… Некоторые используют Flash — получается очень красиво.
Ролик мы обычно отдаем студентам, поэтому у нас на лекциях студенты не пишут, а слушают и смотрят.
Положительный момент — успеваешь втиснуть в лекцию больше материала, чем без презентации. Однако есть отрицательный момент: студенты слушают хуже, чем при обычной лекции. Больше отвлекаются и болтают. Это связано с тем, что мы им презентацию отдаем в пользование и они просто считают, что все это и без нас прочитают.
Но тут тонкий момент: Презентация — это только опорный конспект лекции, и прпод должен лекцию все-таки рассказывать, подкрепляя ее материалом на слайдах. Если же лектор читает со слайдов — это труба. Студенты такого лектора не воспринимают, и не уважают. Дисциплины не будет никакой.
Но в общем, презентации — весьма полезная вещь.
Ко всему сказанному я хочу еще добавить, что использование презентации позволяет излагать материал гораздо более четко, структурированно. Я лично, когда стал пользоваться презентациями, обнаружил, что мои устные лекции содержат столько всякого ненужного, второстепенного и т.д. хлама! Пришлось от него избавляться.
И еще хочу добавить. О проблемах, возникающих при использовании презентации. Ой. Времени нет. Потом добавлю:-)
Конечно есть плюсы — можно вывести тесты статей закоов на экран( так лучше воспринимается чем на слух), информативность лекции -презентации выше, и конечно можно свежий материал студентам отдать — у нас учебники за законами не успевают-устаревают.
Но есть и минусы
1. Презентация всегда в полутьме — соответственно студенты халтурят на записи конспекта или вообще засыпают (если это последняя пара у вечерников)
2. Динамика объяснения метриала — внутренняя логика, последовательность выше когда на доске постепенно у студентов на глазах схема вырисовывается, чем когда она готовая на экране. Пришлось освоить анимацию. Тут устав бороться с продукцией майкрософт ушла на Apple: презентации получаются и красивее и интереснее — динамичнее и делать их гораздо легче.
3. Не знаю как тут коллегам удается в три слайда уложиться — у меня их обычно до 55 шт за лекцию — соответственно нужно время на подготовку и постоянное обновление законодательного материала.
4. Привыкнув так читать лекции, пришлось купить проектор — не всегда есть оборудование — приходится с собой возить
1. слайд должен содержать тезисы или схемы (не пихать куски текста, максимум — 5-6 примеров или пара коротких высказываний).
2. слайды должны быть контрастными.
3. максимум 2-3 цвета и 2 шрифта.
4. стараться избегать анимации и красочных картинок, не относящихся к выступлению (типа человечков с разными жестами и т.д.) — если только вы не хотите, чтобы в этот момент слушатели отвлеклись на всё это и благополучно прослушали слабые стороны доклада.
Требования к презентации примерно те же.
Ну так вот. Тут говорилось о соотношении материала «под запись» — " не под запись". Я для себя решил в один момент, что то, что есть на слайдах, записывать студентам не надо, потому что оно же есть, зачем еще писать. Школярство какое-то. Что из этого получилось? За пол часа лекция была прочитана. И я ошарашенно смотрел на довольных студентов.
Попробовал эту проблему решить так: буду заготавливать больше вербального материала, но не под запись, а для пояснений материала на слайде. Так тут возникла такая проблема (которая, я думаю, хорошо знакома любому преподавателю). Студенты быстро уяснили мою позицию и утратили всякий интерес ко всему кроме того, что есть на слайдах. Это как бывает на обычной лекции: читаешь «под запись» — тишина, все работают. Читаешь «не под запись» — все занимаются своими важными делами. Отсюда я для себя сделал вывод такой. Если использовать эту стратегию, т.е. облегчать жизнь студентам и вносить в слайды все, что нужно для экзамена (зачета), то нужно обязательно сделать для них кристально ясной следующую вещь: без моих комментариев слайды бесполезны! Но тут опять же встает вопрос о фиксации этих комментариев… Другой выход: сделать лекцию настолько интересной, чтобы ее слушали просто так. Из интереса. :-) (это очень скептический смайл)
В другой раз я работал с группой, которая стремилась все переписать даже со слайда. Это тоже было для меня не просто. Вот всем известно ощущение: не знаешь, куда руки деть. Это примерно то же самое. У меня в голове, видимо, четкая связь образовалась: я диктую, студенты пишут. А тут чудеса — они сами пишут. А мне чем заняться? Если на слайде дан сложный материал, то можно минут пять тупо стоять, не зная, чем заняться. Лекция выхолащивается. Я из преподавателя превращаюсь в какого-то киномеханика или как называют этого дяденьку, который фильмы в кинотеатре крутит?
И еще одна трудность. Забыл только, какая. Ну, вспомню напишу
1) мы получаем из школ не тех абитуриентов
2) возможность выпустить собственную книгу (там это делается за свой счёт) мы фактически не имеем
3) э/ный вариант нужно как то запатентовать, а то шустрый Вася Пупкин сделает это вместо тебя.
Ну итд итп
Наверное, содержание и количество слайдов сильно зависит от предмета и содержания лекции. Там, где у меня 1 курс — действительно на лекцию до 20 слайдов, но практически все анимированные (с последовательным выплыванием частей одной схемы и гипрессылкой к какой-то ее части подробнее). А вот курсы повышения квалификации и ДПО — там, да, до 50 доходит — но это в основном иллюстративный материал — решения судов, новеллы законодательства — там аудитория как правило хорошо владеет базой и ей надо другое — на примерах проиллюстрировать точку зрения лектора, особенно если она отличается от N-летней практики.
Ага, а тут еще проблема всплыла — у нас в мультимедиа аудитории интернет подключили и обязывают его использовать при чтении лекций, но вот как — я пока только голову ломаю.
А психология восприятия — это да, очень важно. Я вот заметила, что желтый цвет вообще не воспринимается аудиторией ( как бы глаза, что ли отводит, стараются не смотреть). Действительно презентация же не для лектора, чтоб ему удобнее было, а чтоб аудитория лучше поняля что-то. У нас есть замечательная кафедра акмеологии, она курсы читает аспирантам и др. «Преподаватель высшей школы» — есть у них приличные пособия по методологии обучения и использования разных дидактических средств — позаимствовала много интересного, в том числе по психологии аудитории.
А скорость — не знаю, я между слайдами только вручную перехожу ( благо у apple пульт дистанционного управения есть), иначе точно киномехаником себя чувствую.
По-моему тема дискуссии: применять или нет мультимедиа на лекциях — совершенно надумана.
Ответ — это просто необходимо!
Мы студента готовим к практической работе. Какая компания сегодня использует для донесения информации только язык выступающего и доску с мелом.
Есть общепринятые принципы эффективного выступления — их и следует придерживаться в вузе.
Технологии использования ничем не отличаются от традиционных технологий публичного выступления с компьютерной техникой.
Зачем на пустом место городить огород и изобретать велосипед. Если сможете — приведите пример, когда в обучении нужны специфические методы выступления.
— шрифт – Arial, минимальный размер текста – у меня 20 пт жирным на аудиторию человек примерно 200, цвет шрифта чёрный, фон всегда белый, аудитория светлая, игра с цветами выходит мне боком, да и внимание на мой вкус как-то рассеивается, если лекция двухчасовая, выделяю что-то увеличением кегля или курсивом, подчёркиванием.
— необходимо использовать максимальное пространство экрана (слайда), например, растянув рисунки, согласна — у меня на слайд в оптимуме 3 строки текста и 1 рисунок, дисциплина морфологическая, так что на каждом слайде по рисунку или по 2, текст тезисами и минимумом до не могу на верхней площади экрана (слайда), т.к. с последних рядов нижняя часть экрана может быть плохо видна.
На первом (где тема лекции, если надо выходники помельче) и последнем слайде (где благодарю за внимание) мне нравится делать художественные вставки в тему (писающего мальчика по мочеполовой системе, :)))
— каждый слайд должен содержать (под-)заголовок, в принципе согласна (в конце заголовков точка не ставится, ну енто уже правила орфографии, :)).
— не перегружайте слайды анимационными эффектами — я использую только анимашки картинки, всякие въезды, отъезды картинок, шрифтов не применяю вапче, эффектно конечно, но студенты разные, один въезжает по ходу, второй отвлёкся и хочет въехать ещё раз и т.д., а гифовые картинки, z.b. работы венозных клапанов по ходу описания оных мне нравятся (на зарубежных сайтах такие гифы неплохие можно по медицине откопать).
— подписи к рисункам не делаю, все цифери, обозначения (на мой вкус енто опять же отвлекает) убираю ластиком (этакая немая схема), лазерной указкой и языком всё енто озвучиваю
Можно было бы по желанию ссылануть по 5 своих слайдиков, если конечно господа лектора не супротив засветить своё трудом наработанное авторство (труд действительно, порой, немалый), незамыленным глазом могли бы возможно всплыть грубые ошибки подачи материала.
— будь проще с оформлением (докладчик — лектор, а не презентация)
— принцип Милли-Ванилли (не использовать анимацию для текста и звуки)
— технические сложности при использовании видео
— 100% уверенность в информации (от орфографии до цифр)
— максимально оптимальные примеры
— минимум текста (4-5 строк на слайд — 50 слов, минимум 20 пт), один шрифт (светлый текст, тёмный фон, моих студентов больше устраивает светлый фон и чёрный текст, наверное зависит от экрана, освещённости аудитории и типа мультимедийного проектора)
— 1-2 иллюстрации, которая дополняет или заменяет текст (мои студиозусы предложили крупно на одном слайде текст для конспекта (опять же минимум, с коментами лектора разными по протяженности с ориентиром окончания на тех, кто пишет ну очень-но медленно), с пт намного более 20, чтоб видно было и на галёрке с миопией, а рисунок отдельно с устными комментами лектора, ну у нас аудитория слушателей от 50, что реже и до 200, что чаще)
— в начале лекции — актуальность (мотивация)
— добавление красок — юмор (моих оживляет, даже апосля ночного дежурства), аналогия, живой язык, зрительный контакт с аудиторией (люблю бродить глазами по аудитории, они такие забавные студенты, себя вспоминаешь, только мельком на картинку ноутбука, ну и если надо указкой или курсором по слайду потыкать), энтузиазм, выражение лица, оттенок голоса (вот у меня оттенок к завершению второго часа, :)), хоть термос с горячим чаем и каплей коньяка с собой бери и прихлебывай в перерыве), язык жестов (без отвлекающего лишнего хождения, игра с указкой, ручкой, по-моему студенты надо мной уже хохмят, когда я жестикулирую, прорисовывая морфологические особенности, хотя у нас аудитория младшекурсово-зелёная, на старших, пожалуй тактика другая)
— в конце лекции подведение итогов и время на вопросы (обожаю умненькие вопросы, если не могу в полном объёме ответить, готовлю отдельный слайд на следующую лекцию, у модульников они одна за другой (с картинкой, куда ж без них морфологам) и благодарностью в пользу вопрошающего
— задавать вопросы аудитории по ходу презентации (обратная связь, :))
Сделано с текстом лекций, поэтому часть информации скрыто.
Кстати, расскажите подробнее про Анисимова.
Вопрос о том, что мы даем на лекции всегда проблематичен. Но, согласен, сводить все к информации просто глупо. Информацию можно получить любым способом, вплоть до видеозаписи или просто прослушивания. Не стоит забывать только о том, что важна личность лектора, его персональное воздействие на аудиторию. Здесь можно сравнить процесс чтения лекции с игрой музыканта. Общеизвестно, что живое исполнение оказывает большее воздействие, чем прослушивание (или просмотр) записи.
И, наконец, о качестве образования. Вообще-то данный процесс предусматривает участие двух сторон, причем обе стороны мотивированы — одна на то, чтобы выплеснуть из себя знания и передать свое отношение к научной дисциплине, другая сторона должна не пассивно сидеть и слушать, а работать, воспринимать. Когда желания сторон совпадают, результат, т.е. качество, будет всегда хорошим. Если у той или другой стороны что-то не так, то все идет прахом. К сожалению, сейчас все чаще и чаще по разным причинам мотивация отсутствует и там, и там. Поэтому изыскания «умных голов» из Минобра и РАО зачастую просто бессмысленны (а часто это просто формальная попытка сделать что-то просто не так, как раньше, т.е.РЕФОРМИРОВАТЬ!). Нужно менять общую обстановку в стране, как бы не охаивали времена Сталина, но та атмосфера способствовала (несмотря на многие перекосы и ошибки) более качественному образованию, чем нынешняя атмосфера менеджеров, юристов, экономистов и психологов (хоть я ничего против не имею к нормальным представителям этих профессий). Сейчас качество образование — это качество бесчисленного количества документов. Увы!
notv.urfu.ru/notv/
Следует отметить, что презентации зарубежных коллег разительно отличаются от наших своей простотой и доступностью для понимания. Кроме того, они пригодны для просмотра на планшетниках и айпедах. Однако стоимость таких презентаций зашкаливает.
Теперь об информации. Мы действительно даем только информацию, а не знания, в знания эта информация перейдет только тогда, когда специалист начнет работать и будеть применять в своей деятельности. В этом диалектика учебного процесса в целом: мы тоже когда-то получили информацию, но теперь эта информация стала смыслом жизни, т.е. стали знаниями. Ясно, что далеко не вся информация, полученная во время учебы стала знаниями. Большинство информации рассеялось. В этом и заключается искусство преподавателя: дать информацию так, чтобы отсев был минимальным.
Опять же об информации, даваемой преподавателем. Не нужно так преувеличивать ее значение в отрыве от мотивационно-эмоциональной составляющей части лекции. Не хочется повторять избитые вещи, но в данном случае можно повторить старое высказывание — ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь. Банально, но факт.
Использование мультимедиа существенно усиливает возможности реализации такого плана. Лекции становятся проблемными и актуальными.