Учителя и преподаватели » Обсуждения

к. филол. н.

Bookmark and Share




Когда студентам не интересно

янв 19, 2010 | 23:01
Бывает у вас, когда студентам не интересно? Ну просто совсем не интересна та тема, которой посвящена лекция?

Комментарии  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Бывает. Но я не отчаиваюсь:) Например, студенты уголовно-правовой спецализации стабильно, из года в год, сидят на лекциях с тоскливым лицом, искренне полагая, что финансовое право им в работе не понадобится. Наивные — выбор специализации не предопределяет в жизни практически ничего…
2010-01-19 23:44:03 · Ответить · · Ссылка
Обычно такое бывает, когда мне самому эта тема не интересна.
2010-01-20 16:40:51 · Ответить · · Ссылка
Было как-то с одной группой такое, обычно у меня студенты хорошие, любознательные :) Пришлось вовлекать их в процесс. Сначала эмоционально, чтобы сфокусировать их внимание, рассказываешь забавный случай или анекдот, потом сразу же какой-нибудь очень грустный трагический случай из истории для контраста. Обычно такой приём позволяет вытрясти из них лишние посторонние мысли и вытащить из обыденного состояния. После этого можно одной фразой направить их на рабочий лад, связав объясняемую в лекции тему с только что рассказанными историями. Обычно этого хватает на всю пару, чтобы они не отвлекались. Если видно, что внимание студентов рассеивается, нужно в этот момент начать надиктовывать под запись какое-нибудь определение или просто фразу так быстро, чтобы они непрерывно писали хотя бы 1 минуту, потом продолжить лекцию, обычно это позволяет им мобилизоваться на 10-15 минут, потом приём повторяете. Если Вы заметили, что какие-нибудь подружки шушукаются и всем мешают, можно о чём-нибудь спросить одну из них и после краткого замешательства и общего оживления начать диктовать под запись. Периодически в промежутках между кусками материала, особенно сложного для восприятия, можно давать 2-3 минутную эмоциональную разгрузку в виде анекдота, случая из жизни или байки. Такая цикличность лекции позволяет если не держать внимание аудитории постоянно, то уж точно заниматься в рабочем режиме. И нельзя ни в коем случае молчать, особенно отвернувшись к доске, это уже через 1-2 минуты полностью выключает их внимание. Особенно со стороны очень заметно, как студенты при этом один за другим «вываливаются» из лекции и начинают заниматься посторонними вещами.

Я не очень хороший лектор, это не моё призвание, это даётся мне с трудом, но я видел как работают виртуозы! По 3-4 пары подряд сложнейший материал, а студенты слушают как загипнотизированные и чудо — запоминают и даже понимают!!!
2010-01-20 20:49:46 · Ответить · · Ссылка
Очень интересно, Андрей, читать о Ваших приемах. Жизненно, без «зауми». Интересно было бы создать что-то типа банка таких приемов, чтобы какждый из участников обсуждения мого его дополнять и им же пользоваться
2010-01-20 22:34:32 · Ответить · · Ссылка
Андрей, спасибо! Только что собиралась написать о примерно таких же приёмах, которые мне привили на моей кафедре замечательные преподаватели в бытность мою студенческую :)

Мне ещё читать лекции проще, поскольку группы у меня маленькие, и я общаюсь в течение лекции с каждым. Просто вопросы им задаю по теме лекции, которая так или иначе связана с их научной работой (читаю старшекурсникам). Народ начинает шевелить извилинами, все внимательно слушают, что же там их товарищ сейчас расскажет интересного — действует не хуже анекдотов!
2010-01-21 19:00:38 · Ответить · · Ссылка
+100!
Никакой анекдот не сравнится с перлами самих студентов :)))
И маленькие группы — одно удовольствие работать, в прошлом семестре вел спецкурс у 7 человек, никакого сравнения с группой из 20-ти, про поток и говорить нечего. Слышал, что в СПбГУ практикуется индивидуальный подход на старших курсах, когда занятия проводятся для специализирующихся на кафедре студентов по 1-2 человека, наверное очень высокая эффективность обучения!
2010-02-07 15:54:53 · Ответить · · Ссылка
Кстати, да! Есть темы, которые я сама не люблю — хочется просто пройти их, дать нужную информацию, переходить к следующим… где уж тут привлечь интерес…
Ну и попробую применить что-то из этого на следующем «потоке»… может тогда и «уголовникам» станет интересно финансовое право. Спасибо Вам, Андрей Геннадьевич:)
2010-01-20 22:59:04 · Ответить · · Ссылка
В те времена, когда читала лекции, я обычно старалась в начале лекции мотивировать аудиторию на усвоение знаний: показать, как материал может пригодиться в их жизни; вовлечь в обсуждение отвлеченного вопроса и представить всю лекцию как ответ на этот вопрос.
Плюс поставленный голос и артистизм преподавателя, чтобы привлечь внимание.
2010-01-21 07:10:52 · Ответить · · Ссылка
А ещё сейчас гораздо проще с тем же PowerPoint Presentations. Вот где разгуляться можно — и картинки тебе из статей, и карикатуры на научные темы, иногда просто показываю каких-нибудь представителей «царства морского» (мне легко, я гидробиолог). А уж если удаётся найти видео по теме — тут полный восторг. А, главное — им это интересно не потому что кино, а потому что они процесс видят и запоминают тут же и совершенно естественно.
2010-01-21 19:03:40 · Ответить · · Ссылка
Понимаете, педагогический процесс — это не рассказ лектора событиях и фактах. это умение общаться с аудиторией как с отдельной личностью. уметь видеть в них своего собеседника. умение выслушать, понять и помочь.
На мой взгляд, грош цена тому преподавателю, который приходя на лекцию думает только о том, как бы поскорее все закончилось. И такие есть, поверьте. Я курирую такие учреждения.
Сейчас такое время, когда учебный процесс можно инновациировать. разнообразить и тем самым повысить интерес студента к предмету.
2010-02-02 17:41:58 · Ответить · · Ссылка
Вопрос-то как раз в том, как найти середину между информативностью на лекции и педагогическим общением. Как сделать так, чтобы это общение не выливалось в пустую болтовню. И как сделать так, чтобы насыщенная качественной информацией лекция воспринималась студентами.
Вот я лично ничего не курирую, но сталкивался с ситуациями, когда стремление, как Вы выражаетесь, «инновациировать» брало абсолютный верх над содержанием обучения, да и вообще над здравым рассудком. Я сам склонен к инновациям и по своему опыту знаю, что очень часто эти инновации оказываются если не вредными, то, по крайней мере, бесполезными
2010-02-02 18:03:28 · Ответить · · Ссылка
Чтобы реплики не были пустыми, нужно доносить материал понятно, просто и доступно. я как физик с этим часто сталкиваюсь, так как физика — наука экспериментальная и теория без эксперимента ничто. если у меня нет приборов под руками или долго нужно готовить установку, беру подручный материал и объясняю студентам. когда они видят живой пример, нет никакой пустой болтовни, а только вопросы по существу. Поэтому нужно уметь просто объяснить казалось бы сложные вещи.
2010-02-02 20:55:23 · Ответить · · Ссылка
Ага, инновациировать и нанотехнологизировать! Сейчас такое время, что это очень надо ;)
Короче, хочешь быть передовым — сей квадратно-гнездовым!
Сеять видимо не кукурузу, а разумное, доброе, вечное, но процесс тот же, да и результат…
2010-02-07 15:59:44 · Ответить · · Ссылка
:-)
2010-02-07 16:03:09 · Ответить · · Ссылка
Вот ещё:

Чтоб студент не вздумал спать — надо нанолекции читать!

И ещё:

Преподаватель передовой!
Коль студент нерадивый перед тобой,
В растерянности не унывай —
Инновации скорее внедряй!
2010-02-07 16:08:28 · Ответить · · Ссылка
:-) :-)
2010-02-07 16:10:18 · Ответить · · Ссылка
Студенты на лекциях дрыхнут?
На экзаменах результаты убогие?
Преподаватель, не надо хныкать!
Внедряй — нанотехнологии!
2010-02-07 16:18:52 · Ответить · · Ссылка
ФлораАнекдот по теме
оч давно, когда сама была студенткой, лектор рассказал анекдот, взбодривший нас и запомнившийся мне на всю жизнь.
Идет лекция. Профессор медицины заметив потерянный интерес аудитории монотонно ритму лекции произносит
-Чтобы девушка не забеременела надо…
Все вскидывают головы, интерес в глазах — профессор читает лекцию дальше.
Опять увидев отсутствуюшие взгляды профессор произносит
-Чтобы девушка не забеременела надо…
Все вскидывают головы, интерес в глазах — профессор читает лекцию дальше. И так до окончания лекции.
По окончании студенты спрашивают
-Что же делать, чтобы девушка не забеременела?
-Чай пить, вот что!
— А до того или после того?
— Вместо того!)))))
Я этот анекдот теперь сама студентам рассказываю. Есть ещё один, на стратегию.
2010-02-10 18:49:56 · Ответить · · Ссылка
ну расскажите уже второй анекдот )))
2010-02-17 22:03:18 · Ответить · · Ссылка
ФлораВторой анекдот
Наш профессор поднимал палец (указательный)и говорил: не допускайте путаницы в суждениях (то бишь в построении расчёта по ТММ). А начал с анекдота:
всегда учитесь отличать! Гоголя от Гегеля, Гегеля от Бебеля, Бебеля от Бабеля, Бабеля от кабеля, кабеля от Кобеля…
2010-03-13 19:56:45 · Ответить · · Ссылка