Педагогическая инноватика » Обсуждения


Bookmark and Share




О новом качестве образования

фев 11, 2010 | 05:02
К сожалению, немногие осознают судьбоносность настоящего момента для страны. Глобальные социально-экономические трансформации поставили Россию перед выбором – либо в ближайшее десятилетие мы войдём в число пяти ведущих экономик мира, либо окажемся в клетке «человеческого зоопарка». Там уже обитают в условиях имитационных экономик многие этносы. 
Роль образования в достижении этого стратегического результата трудно переоценить. Не случайно всемирно известный экономист и социолог-футуролог Роберт Райх, выделяя категории людей, которые будут заняты в экономической деятельности, ставит педагогов и функционеров государства на второе место после инноваторов, создающих идеи и доводящих их до массового производства. И только после них идут работники сервиса и специалисты, выполняющие механические работы, привязанные к сборочной линии или компьютерным сетям.
Приблизят ли нашу страну художественные, спортивные, музыкальные и прочие таланты к намеченной цели? Очевидно, что нет! Одарённые в спортивной, художественной и других видах деятельности выпускники, безусловно, принесут России славу. Но в условиях экономики знаний только инновационная одарённость обеспечит победу в глобальной конкуренции. Именно инновационные способности можно считать новым качеством, которое следует ожидать от системы образования.
Новая школа призвана обеспечить новое качество: функциональные знания и инновационные компетентности. Инновационные компетентности могут появиться в условиях информационно и технологически насыщенной среды, инновационно-организованного педагогического процесса и наличия ключевой фигуры – учителя-инноватора.
Переподготовка массового учительства – сверхсложная задача. Современная система ДПО сама нуждается в революционном реформировании. Мало надежды, что имеющиеся в ДПО ресурсы, прежде всего кадровые, смогут как-то изменить стереотипы традиционно-мыслящего большинства. Новое качество сможет обеспечить только молодая генерация педагогов, в силу возраста более восприимчивых к инновационным формам, методам и организации УВП. Выпускники классических ВУЗов, лишённые психолого-педагогической поддержки, принесут в школы методы мёртвой скуки и массивы знаний, в которых окончательно погаснут детская любознательность, инициативность, творческость и т.д.
Учительская профессия – массовая. Думается, не стоит всех переучивать или заменять молодыми кадрами, даже если бы это было возможно. Инноваторов, на самом деле, не так уж и много – от 2 до 5 %. Но именно они обеспечивают прогресс в условиях экономики знаний. Соответственно можно организовывать образовательные инкубаторы для работы в которых отбирать и готовить учителей-инноваторов. При таком подходе не обязательно выдвигать задачу обеспечения нового качества всем обучающимся. Нет ни учителей, ни средств! К тому же, по Райху, инноваторы – не единственная экономическая группа. Востребованы так же специалисты в области сервиса и имитационного производства. Для этой категории вполне подойдут и нынешние педагоги. Принцип дифференциации и селекции в образовании может обеспечить концентрацию ресурсов и создать условия для кадрового обеспечения технопарков. Однако, для этого нужна политическая воля, которая, очевидно, вызовет массовый протест. Но, как говорил Альтшуллер, подлинная инновация всегда по своей сути еретична и не принимается большинством.
 Способны ли наши лидеры ради будущего   выдержать сегодняшнюю критику и непонимание?

Комментарии  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Цитата: «Приблизят ли нашу страну художественные, спортивные, музыкальные и прочие таланты к намеченной цели? Очевидно, что нет! Одарённые в спортивной, художественной и других видах деятельности выпускники, безусловно, принесут России славу. Но в условиях экономики знаний только инновационная одарённость обеспечит победу в глобальной конкуренции».

Образное мышление — фантазия, воображение, ассоциативное, эстетическое, нравственное — это, прежде всего культура и высшие чувства… другими словами, — духовность!
Кого собирается воспитывать наша педагогика? Бездуховных, рациональных, и потому, бездарных людей?
Далеко же уйдёт наша страна без культуры и духовности…
В Нищету и мракобесие!
2010-02-11 22:54:50 · Ответить · · Ссылка
Гаргай ВикторРечь о приоритетах
Где вы видите культуру и духовность? Давно уже нет ни ее носителей, ни стремящихся это в себе развить. Кругом преимущественно нищета и мракобесие, прикрытые глянцем словоблудия и ханжества, да потемкинскими деревнями.
Однако это не означает, что не нужно это стараться воспитать.
Речь о том, что в новых условиях ни сирые да больные, ни квази-духовные, ни чемпионы-оршавины-тартищевы страну в лидеры выведут. Хотя славу Росии принесут. А что нам сегодня с вами эта слава? Ее на хлеб не намажещь. Речь о приоритетах. Допустим, когда у вас в семейном кармане денег пять тысяч, вы, вероятно, задумаетесь на что их потратить — на подписку Флобера, концерт Баха в филармонии или на лекарства, помощь матери, на учебу сыну, на молоко и кашу и т.д. Вы предпочтете развивать свою духовность и пренебрежете, к примеру, здоровьем близких? Так и государство — средств нет. Нужно решать, куда их в первую очередь направить. В условиях экономики знаний первую скрипку в росте богатства страны и победы в мировой конкуренции играют носители инновационных способностей, носители интеллекта. Вот на них вся надежда. Понятно, что интеллектуально и инновационно-одаренные люди это люди, а не роботы, и им не чужды все стороны человеческой жизни. Здесь место и культуре с духовностью. Причем культуре толерантной, а не источающей средневековое мракобесие. Советская педагогика, в условиях которой вы, вероятно, и воспитывались, стремилась утопично развить все стороны человека. Современная педагогическая наука исходит из тезиса об уникальности каждого ребенка. И среди этих уникальностей-самобытностей призывает особо выделять и пестовать инновационно одаренных. Им приоритет сегодня. Идет невидимая глазу глобальная «война» за лидерские позиции в мире.В основе этих позиций экономическая мощь государства. Мощь эту множат и крепят инновационно талантливые люди. Вот будем благодаря их таланту богаты и сильны, и другим талантам и дарованиям больше внимания уделим. Татьяна, вы меня поняли?
2010-02-12 06:03:13 · Ответить · · Ссылка
Уважаемый Виктор Богданович,
мне близка Ваша обеспокоенность… Однако, не поддерживаю Вашу идею о селекции и инкубаторах… Кроме инноваторов, нужны адаптаторы, а также main stream (в том числе и консерваторы, и прагматики, и даже скептики)… Иначе образуется очередная интеллектуальная или педагогическая элита… А элитарность в нашей стране чревата культом и репрессиями…
Вступив волею случая на путь развития инновационной педагогики (в 2007 году защитила канд. дисс. по педагогическому проектированию), я веду занятия по инновативной педагогике с самыми обычными учителями массовых школ. Основа современной педагогики на мой взгляд в осознании генеральной задачи: развитие познавательного интереса к учебе, жизни, общественной деятельности, благополучию, созиданию. Социально куонструкционистский подход к учебной деятельности позволяет все расставить по своим местам, понять цель учебного взаимодействия, определить средства, добиваться результатов. Проектная педагогика — не только вносит живую струю в застоявшийся и безутешно скучный школьный мир ребенка (вся надежда сегодня на кружки, секции, родителей, друзей, а если всего этого нет — придумываются быстро негативные замены пустоте...), но и помогает стать школе местом (в последствии центром) просвещения. Поисково-познавательная деятельность, ТРИЗ, эвристическая педагогика (А.В.Хуторской) — есть пути… А то, что образование в нашей стране — в загоне, это и так ясно…
Цель России до сих пор размыта. А пока люди (общественная горизонталь) и государство (властная вертикаль) не определятся в понятиях и не выработают общей цели развития — не унижая или игнорируя друг друга, образованием будут заниматься те, кого и близко бы нельзя к нему подпускать… По-другому надо работать и жить — не Лучшую школу награждать или Учителя года, а сделать так, чтобы даже в самой маленькой деревне у детей и взрослых (без образования взрослых больше жить нельзя!) были возможности к удовлетворению познавательного интереса и взаимодействию с единомышленниками.
2010-02-12 16:47:11 · Ответить · · Ссылка
Гаргай ВикторЭлитаризм и меритократия
Здравствуйте, Ольга!
Россию по-праву называют страной молодой демократии. В понимании демократизма есть два взаимоисключающих подхода. Один, сторонником которого Вы, как я понимаю, являетесь, основан на идее эгалитаризма (от фр. égalité — равенство)- концепции всеобщего уравнения как основы социальной жизни. Современная педагогическая наука придерживается философии элитаризма в образовании, признавая объективные различия в талантах и дарованиях людей.Такой подход разделяют ведущие страны мира. Он открывает возможности для диверсифицированной, многозначной по целям, содержанию, структуре и типам общеобразовательной школы. В экономически благоприятной ситуации государство может позволить поддерживать все типы школ и классов. Не так в России. Средств катострафически мало. Приходится выбирать. В условиях экономики знаний национальные образовательные системы развитых стран делают ставку на инновационно одаренных детей и работающих с ними педагогов. В основе такой стратегии философия интеллектуальной меритократии — на вершине экономической и социальной пирамиды те, кто своими инновационными дарованиями обеспечивает стране победу в жесткой глобальной конкурентной борьбе.
Правительства ведущих стран создают интеллектуальные танкеры-инкубаторы (Селиконовая долина, Гонг-Конг, например), в которых концентируются инновационные ресурсы. Цель России проста и понятна — войти к 2020 г. в число основных экономик мира. В противном случае страна навсегда превратится в сырьевой придаток со всеми вытекающими для нас с вами последствиями. А все идет к этому. Наш отечественный образовательный «main stream» инстинктивно консервирует status quo позапрошлых столетий. Надежда на молодежь и прогрессивную, но не многочисленную часть сообщества. Проектная педагогика эффективный способ активизации деятельности учащихся. Архиважно только определиться, на какие задачи она будет работать? Да и мера этой активации будет, очевидно, зависеть от уровня развития ребенка, квалификации учителя, возможностей среды. Дети разные, учителя тоже, среда различна. Так что сама по себе любая замечательная педагогическая технология прорыва нам не даст. Прорыв мы сможем ожидать в ситуации системного подхода — инновационно-талантливые дети, инноваторы-учителя, насыщенная информационно-технологическая среда и инновациооно организованный УВП, включающий и практику педагогического проектирования. А для такого системного решения мы вынуждены селектировать-отбирать лучшее и концентрировать там большую часть ресурсов.
2010-02-12 19:11:40 · Ответить · · Ссылка
Мне очень понятна озабоченность судьбою России.
И мне тоже не хотелось бы, чтобы наша родина считалась страной даже не третьего, а четвёртого мира, по отзывам иностранцев.
Но красивые слова, в данном случае, не помогут, как и благие намерения… мы знаем куда они ведут.
Я тоже педагог… но педагог театральный. Поэтому на общеобразовательную школу смотрю немножко с противоположной стороны.
Вы, наверное, знаете, что при поступлении в театральный институт, отбор абитуриентов происходит по очень определённым критериям. Развитое воображение и фантазия… необходимый эстетический уровень… и, более сложный вид образного мышления, творческий.
Другими словами, при общении с человеком, очень несложно определить — насколько у него развиты эмоционально — образные функции мозга.
На основании вышеизложенного, возможно, вас не удивит заключение специалиста, об очень низком уровне развития этих качеств у сегодняшних русских людей.
Без эмоционально — образного развития невозможно чтение художественной литературы, понимание поэзии, понимание того же театра, хорошего кино… В результате чего они становятся невостребованны, а им на смену приходят примитивные варианты литературы и искусства.

Фантазия — это работа с образом, его изменение с целью создания принципиально нового образа, который, воплотившись в рисунке, в чертеже, в идее — приводит к созданию нового — уже не в фантазии, а реальности.

Теоретическая педагогика — отнюдь не отвергает развития эмоционально — образной части психики детей. Это совершенно необходимые качества, для полноценного разума.
Почему про это забыли практикующие педагоги? Почему дети не знают, что такое воображение, а студенты, что такое ассоциативное мышление? Почему в нашем обществе, сегодня, никому не объяснить, — что такое «образ»…
Наверное, в этом виновата наука педагогика.

И если педагоги, действительно, заинтересованы в развитии страны, пусть вспомнят «шестидесятников» — детей войны. Вспомнят — что они сделают для страны, и подумают — было ли развито у них образное мышление?
Про огромные залы, где читались стихи, надеюсь, не надо напоминать? Про плеяду талантливейших режиссёров и артистов, которые сегодня уходят или уже ушли, надеюсь, тоже не надо? И про научно — технический прогресс…

Какие условия развития создались во время войны, что столь много детей выросли в большие таланты?
Душа в это время росла — от трудностей, от боли.
А сегодняшняя педагогика, целенаправленно и настойчиво, — эту душу у детей убивает… и надеется получить что-то другое, кроме чиновников — взяточников и учёных — консерваторов.
Не получится!
2010-02-12 20:57:41 · Ответить · · Ссылка
Татьяна, нельзя с Вами не согласиться. Проблема НЕЧИТАЮЩИХ и ЛИШЕННЫХ ВООБРАЖЕНИЯ детей не в том, что дети мало знают (знают они довольно много и уровень их осведомленности и адаптивности к современным условиям значительно выше, чем наш в такой же возрастной период 15-20 лет назад...), а в том, что им НЕ ИНТЕРЕСНО ЧИТАТЬ, НЕ ИНТЕРЕСНО ХОДИТЬ В ТЕАТР. И это не только в России. Конечно, не перестанут поступать в театральный институт или на филфак, но цель уже другая — уйти в шоу-бизнес, стать отличным пользователем языка, в общем прагматическая цель. Да и в педагогическом вузе учатся не поборники за судьбы детей… В школу большинство выпускников педвуза все-таки не идет… Современная школа (Санкт-Петербург) держится, в основном, на 40-50-летней учительнице.

Но как же нам начать говорить конструктивно? Что же делать? Рискну предложить все-таки экстенсивный путь (опять же полемизируя с уважаемым В.Б.Гаргаем). Но только объединившись. Вот сейчас нас трое в этом дискуссионном формате. Будет ли больше? Надеюсь.
Я уже почти готова представить свою модель развития школы, но не как общую конституционную глобальную концепцию, а как конкретный план для перестройки школы. В нашем российско-финском проекте «НОС — Новая Образовательная Среда» пока всего 4 питерские школы! Ужасно мало! Но больше пока нельзя, иначе начнется кампанейщина и все заболтают… Это кропотливая, практически ежедневная работа по формированию нового сознания (осознания) своей ИНОЙ роли: НЕ УЧИТЕЛЯ (от глагола УЧИТЬ), А ПОМОЩНИКА, ФАСИЛИТАТОРА (термин из психологии), НАВИГАТОРА в начале жизненного пути. В проекте заметную роль играют мои Студенты (кафедра межкультурной коммуникации). Их роль тоже теперь иная, не имитировать строгую и взрослую учительницу, а быть реально на своем месте. Функционально в проекте они выполняют роль тьюторов (см. мою статью — Русский язык с удовольствием...).
Компьютер здесь очень важен. В нем — окно в мир, реальный, аутентичный, мультимедийный. С помощью мультимедийного тренинга запускается главная составляющая всей учебной деятельности — интерес и любопытство, эффекты радости, улыбки, эмоционально адекватные реакции — словом все, что потом поможет самим ребятам в их творении: создании (даже открытии) нового знания, явления, действия. Мы так уже работаем с 2008 года, недавно начали… Но чувствую, что это, по крайней мере сейчас, верный путь — он приносит плоды. Знаете, какой проект хорош? У которого результат совпадает с целью. Буду рада комментариям.
2010-02-12 21:29:41 · Ответить · · Ссылка
Добрый вечер, Ольга!
Цитата: "… запускается главная составляющая всей учебной деятельности — интерес и любопытство, эффекты радости, улыбки, эмоционально адекватные реакции..."

Вы — интуитивно, основываясь на здравом смысле, — выбрали верный путь.
Что особенно плохо, на мой взгляд, в современной педагогике — это отсутствие положительных эмоций, связанных с обучением.
При активной заинтеросованности предметом, ребёнок… и взрослый тоже… быстро, качественно и творчески усваивает очень большой объём информации. Куда там школе, которая равняется на средний уровень.
Хороший учитель физики так заинтересовывает ребят своим предметом, что они становятся учёными — физиками.
Не попался бы на их пути такой учитель — это были бы совсем другие люди. И, так, в любом деле. Или попадётся «учитель» другого плана… научить пить, употреблять наркотики.

А почему так важно образное мышление…
Трудно ли нам описать словами «картинку»? Не имеет особого значения, — реально мы её видим, или она существует в воображении? Поймём ли мы, что такое «нейрон», если не увидим его изображения?
А вот абстрактное мышление, где «картинок» нет — не потому что нет, а потому, что их там слишком много (слово «политика» предполагает огромное количество вполне конкретных образов, которые нужно уметь мысленно систематизировать, анализировать) — это работа развитого разума.
Наивысшая степень абстрагированности у философов. Это очень умные люди! Их разум — от конкретных вещей — приходит к сложнейшим абстрактным мыслям. Это долгий путь развития, огромное количество прочитанных книг, продуманных мыслей.

Современная же школа учит абстрактному мышлению детей, чей уровень образного развития остановился на детском садике. Выучиваются понятия — без тех сложнейших связей, которые составляют суть этого понятия. В результате страдает мышление.
Ведь, даже попугай может заучить слова.

Наверное, непонятно? Этот вопрос очень сложный. И, как выяснилось, совершенно не разработан наукой. Попробуйте найти научную информацию об образе и образном мышлении…
Но не советую особо доверять, если найдёте…

Я же, как практик, говорю — органичное развитие, включающее в себя образное, эмоциональное и словесное… это умный, мыслящий мозг, потенциально творческий. Такое развитие совсем не обязательно приводит к искусству. Если случается увлечение в области педагогики или биологии — то человек будет следовать своему увлечению. Попробуйте его остановить…
2010-02-12 22:53:08 · Ответить · · Ссылка
Гаргай ВикторПедагогическая инноватика: образное, ассоциативное мышление - основа инновационно-активной личности
Здравствуйте, Татьяна!
Педагогика как наука о воспитании со времен античности и даже раньше всегда рассматривала художественное образование в качестве важнейшего направления воспитания человека. Более того, современная инновационная педагогика не мыслит образование инновационно-одаренных детей без развития их эмоционально-чувственной и образной сфер. Особое внимание к этому аспекту в наше время определяется наметившимися социально-экономическими тенденциями развития в мире. Социологи-футурологи прогнозируют мир универсальной гибкости, социально-экономической мобильности, бесперспективной неопределенности, тотального риска, ненадежности, зыбкости.«Безопасные прибежища очень редки, и в большинстве случаев доверие и надежда плавают, снявшись с якоря, в безуспешном поиске защищенных от шторма гаваней» (Зигмунд Бауман,2000). В таких условиях правополушарная активность, интуиция и инсайт, опора на чувства и подсознательные образы и концепты, может помочь индивиду выжить. Так было всегда, начиная с доисторических времен. Так будет и завтра. Левополушарное мышление передаст пальму первенства правополушарному, центробежные силы уступят место центростремительным, анализ синтезу. Естественно-математические науки и техника не смогут адекватно развиваться без мощной опоры и гармонической связи с искусством. Три «Критики», выделенные Э.Кантом — наука/искусство/религия, некогда искусственно разведенные, сольются в едином потоке человеческой идентичности. В каком то смысле нас ждет новый Ренессанс, где телесные и духовно-душевные ипостаси природы человека вновь будут объединены образованием и воспитанием, осмыслены обществом и государством, но теперь уже на новом уровне исторического развития для решения актуальных инновационных вызовов наступившего миллениума.
Однако в условиях жестко диверсифицированного мира так будет не у всех и не у каждого. И даже там, где это будет, мера проявления этого нового качества жизни будет различна в силу понятных и естественных причин — мы все разные как и различны наши исторически сложившиеся психо-космо-логические (от греч. Λόγος — «мысль») архетипы. В новых социально-экономических условиях государства будут поддерживать ту часть общества, которая обеспечивает его экономическое благополучие. В новой модели мира инновационные секторы образования не обойдутся без эстетического и художественного воспитания, без культуры и искусства — универсальных вневременных способов активации и фасилитации инновационного потенциала любого этноса. И в этой ситуации следует ожидать глобальной «охоты» на таланты и дарования.
2010-02-13 10:59:34 · Ответить · · Ссылка
Это всё, конечно, очень красиво…
Но, не для нашей страны.
Я, видите ли, практик! Мне недостаточно знать, что где-то, когда-то будет светлое будущее. Я твёрдо знаю, что будущее может быть только там, где его делают сегодня.
А какое будущее строится в нашей стране сегодня? Единый государственный экзамен — работает на будущее? Религия в школе -работает на будущее? Или, может, неумение детей мыслить, приведёт нас к вожделенному успеху?

Да, где-то, кто-то думает о будущем… и ищет таланты… в нашей стране…

Меня, кстати, очень сильно умиляет вот это — право и левополушарное развитие… Очень хотелось бы узнать, как это осуществляется на практике. Может и в театре, вместо развития образов и эмоций — начать развивать полушария?
2010-02-13 21:10:12 · Ответить · · Ссылка
Татьяна, Вы не одиноки в своем желании жить полноценно здесь и сейчас. Наша педагогическая сущность все время балансирует между реальным и идеальным, а иначе, как бы мы могли, хотя бы вербально, с опорой на лучшие примеры из истории и художественной мысли, строить дорогу к будущему… К сожалению, школа сегодня не справляется ни с какой разумной гуманитарной задачей. Поэтому на всевозможных педагогических Ассамблеях собирается так много «фантазеров». Как-то так случилось, что именно в педагогике собралось так много не понимающих сути профессии «специалистов». А откуда им знать, что нужно делать, если нет любви к детям и людям вообще (тотальная усталость), веры в будущее и достойной жизни сегодня. Я не обо всех, а только о большинстве, увы… Это и есть main stream (75 % любого коллектива). Хороша та школа, если в руководстве — адаптатор, доверяющий визионеру, человеку умному и дальновидному.

Может быть бредовая мысль, но глядя на красочное открытие Олимпиады, я вдруг вспомнила, как все старое черно-белое телевидение развивало наше воображение — вслед за комментатором мы представляли, какого цвета костюмы были у фигуристов…

У Вас есть предложение, как можно было бы изменить существующее положение вещей?
2010-02-13 23:42:13 · Ответить · · Ссылка
Почти во всём с вами согласна, за исключением, характеристики учителей.
Потенциально, у нас очень неплохие учителя… Потенциально!
Но они поставлены в очень жёсткие условия… начиная с тридцати оболтусов, сидящих на уроке, которым совершенно не нужно то, что им пытаются вбить в голову.
Японские дети учатся потому что это лично им нужно. А у нас уроки нужны родителям, учителям, но не самим детям. Нет понимания необходимости образования. Есть долг! Есть угроза наказания! А обучение «из под палки», или потому что «должно» — непродуктивно. Любой взрослый, который работает на ненавистной работе — из чувства долга, рано или поздно приходит к депрессии, к неврозу, к серьёзным болезням.
А наши дети, по большей части, не любят школу, потому что там им плохо.
К тому же, есть нормы — сколько часов должен провести за уроками ребёнок… Но кто обращает на это внимание?
Вот вам пример из жизни: в младшей школе дети изучают экономику. Сначала они отсиживают обычный школьный курс… а потом, вроде бы, — группа продлённого дня — до четырёх часов.

Виноваты в таких вещах и, вообще в проблемах школы, не педагоги… они, столь же зависимы, как и дети.
Виноваты ли проводники, что поезд идёт не в том направлении?

Только совсем глупые не были против введения ЕГЭ… Ввели!
На очереди — уроки религии…

Статья в «Комсомолке» — по сути, народ «проголосовал» против уроков религии…
"… вот любопытные цифры из других, среднестатистических российских регионов: в Пензенской области (это там, где религиозные фанатики почти полгода ждали под землей «конец света») на курс «Основы светской этики» записались 62 процента детей и еще 38 процентов — в толерантный модуль «Основы мировых религиозных культур». Послать своих деток изучать хоть что-то, связанное исключительно с православием, мусульманством, иудаизмом и буддизмом, возжелали 0 (ноль!) процентов матерей и отцов. В считающейся одним из оплотов РПЦ Вологодской области за курс светской этики высказались 58,2 процента родителей, а за общемировую религиозную культуру — 17 процентов. В Удмуртии цифры похожие: 53 процента — «Основы светской этики», ««Основы мировых религиозных культур» — 27,7 процента. То же самое и в опорном крае державы — Свердловской области, где местная епархия РПЦ отличается особой крутизной, то призывая к запрете абортов, то клеймя контрацепцию: светская этика — 54,6 процента, мировые религиозные культуры — 23 процента. Ну и, наконец, Красноярский край, этот наш «российский Нью-Гэмпшир»: 58,2 и 21,5 процента соответственно".
my.mail.ru/mail/emtivi/gifts#page=/mail/emtivi/gifts?send&group=12

Вот и вопрос: Правительство, Министерство образования, Учёные…
Выходит, они работают против своего народа?
В данном случае — народу предоставили выбор. В варианте с ЕГЭ — такого выбора не было. Как нет выбора у детей и родителей — идти ли им в такую школу? Альтернативы-то нет!

Вот и вопрос: Кто виноват и что делать?
2010-02-14 00:31:15 · Ответить · · Ссылка
Этот комментарий был удален