О проекте

План 1. Развитие образования на Кубани в период освоения региона Россией 1.1. Зарождение образования на Кубани и влияние на него культурных традиций Запорожской Сечи. 1.2. Культурно-этнографические особенности в формировании образовательной модели на завершающем этапе Кавказской войны. 2. Развитие образования на Кубани в эпоху капитализма 2.1. Специфика образования в казачьем крае: основные цели и приоритеты. 2.2. Образовательные модели для неказачьих сословий (этнические, конфессиональные) 3. Развитие образования на Кубани в советское и постсоветское время 3.1. Начальные попытки создания новых учебно-воспитательных моделей на основе марксистко-ленинской образовательной доктрины. 3.2. Построение сталинской модели тотального образования. 3.3. Образование на Кубани в реформаторскую эпоху. (перестройка, реформы 90-х гг. и начала ХХI в.) История образования является неотъемлемой частью всеобщей человеческой истории. С самого начала своего организованного устройства человеческое общество стало уделять достаточно серьезное внимание процессам обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения. Функции обучения, воспитания и социализации, которые присущи едва ли не всем сторонам человеческой деятельности в различной форме, органически переплетены друг с другом в сфере образования. Несколько позже, на этапе возникновения потребности в историческом осмыслении явлений общественной жизни, появился общественный интерес и к изучению истории образования. Процесс смены одной исторической эпохи другой непременно сопровождается чередой логически связанных друг с другом явлений, изменяющих социально-политическую, экономическую стороны жизни человека, его культуру. При исследовании особенностей одного и того же явления в структуре различных исторических периодов важное значение приобретает стремление выявить логику происходящих перемен, взаимосвязь различных характерных процессов внутри них. Образование как специфический общественный процесс – один из столпов существования общества, наряду с процессом физического воспроизводства. Отмеченное триединство обучения, воспитания и социализации, его реализация в конкретной личности не менее важно, чем репродуктивная способность. С потерей последней человек, безусловно, исчезнет как биологический вид, а при отсутствии образования из уникального мыслящего существа он превратится в животное, управляемое исключительно инстинктами. Отмеченная важность образования в любом обществе и в любой исторический период обусловливает важность изучения его истории, как в глобальном плане, так и отдельных региональных аспектов. Данное исследование посвящено зарождению образования на территории Кубани и его развитию на протяжении последних двухсот лет. Понятие «образование» трактуется автором широко – как совокупность обучения, воспитания и социализации, объединенных единой целью – созданием человека, подготовленного к жизни в обществе, существующем в конкретный исторический период. В процессе реализации этой цели три составляющих образовательного процесса неизменно дополняют друг друга, обеспечивая тем самым непрерывность процесса. При этом понятие «образование» отличается от более узкого понятия «просвещение». Обе эти дефиниции хоть и содержат в себе элементы друг друга, но все же не являются тождественными. Исходя из выбора тематической направленности, можно отметить, что в последнее десятилетие серьезно усилился интерес к региональной и отраслевой истории, изучению тех или иных отраслей в рамках истории отдельного региона. Связано это может быть как с происходившим после 1991 г. развитием федеральной направляющей в политической жизни России, так и с возрождением общественного интереса к истории своей «малой родины». Не последним является также и тот факт, что большинство исследований проведенных в предшествующие периоды по истории в целом и по истории образования и педагогики в частности, опирались преимущественно на общероссийский материал, что оставляло «открытыми» для исследования многие вопросы регионального характера. Именно им в данной работе уделено самое пристальное внимание.

P Эволюция образовательного пространства Кубани: от времен Екатерины II до наших дней.


Нет активных обсуждений