Stratum Plus Journal » Архив номеров » Stratum plus. 1999. № 6 Время денег / Time of Money » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Страницы74 - 83 Опубликовано 1999-11-03 Опубликовано на SciPeople2011-09-02 12:25:03 Журнал"Stratum Plus" Journal


О монетном искусстве Ольвии классического и раннеэллинистического времени
В. П. Алексеев (Одесса, Украина) / Stratum Plus
Аннотация В данной статье проводится классификация ольвийских монет этого времени по типу художественных трактовок их изображений: с традиционной (А) и нетрадиционной (инновационной) (Б) трактовками, а также по уровню профессионально-изобразительного воплощения мотивов: с ремесленным (р) и мастерским (м) их исполнением (табл. I – Ар, Ам и II – Бр, Бм). Наиболее яркими являются оригинальные работы, в которых воплощены принципы некоторых художественных стилей эллинистической эпохи: гротескного (табл. II – Бм, 1-4) и изящно-декоративного (табл. II – Бм, 6-8), экспрессивно-динамического (табл. II – Бм, 9, 10) и натуралистического (табл. II – Бр, 1-4). Художественный анализ орла с распростёртыми крыльями, изображённого на ассах с Деметрой и на серебряных статерах, привёл к двум выводам, противоречащим тому, что уже прочно утвердилось в литературе. Оригинальность этого мотива состоит не в особой «ольвийской позе» орла, а в оригинальной, специфической для эллинистического искусства трактовке архаической композиции, лежащей в его основе (табл. II – Бм, 6-10). Первые эмиссии серебряных статеров с вышеупомянутым мотивом (табл. I – Ар, 6; Ам, 11, 12) были созданы раньше ассов такого же типа (табл. I – Ap, 7, 8), поскольку их конструктивные особенности намного ближе к принципам архаической композиции, чем конструктивные особенности ассов. Монотипологические монетные выпуски Ольвии наталкивают на мысль о системе смен стилей и её сочетаемости со структурой одной из циклических моделей эволюции художественных стилей европейского искусства: архаический, классический, декоративный, натуралистический, стилизация. Причина такой смены стилей заключается в меняющемся положении стимулятора изображения и борьбой попеременно активных содержания и формы, канонического и личностного начал. Ольвийское монетное искусство в период с последней трети V в. до последней четверти IV в. до н. э. характеризуется явлениями, типичными для эллинистической эпохи: секуляризацией (табл. I – Ap, 2, 3, табл. II – Бр, 2-4), усилением эстетического начала (тaбл. I – Aм, 6, 13, 14; тaбл. II – Бм, 6-8) и распространением стиля архаистики, способствующего усилению в изображаемом сакрального начала (тaбл. I – Ap, 4-8, Aм, 11, 15).

Комментарии

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален