Stratum Plus Journal » Архив номеров » Stratum plus. 2005-2009. №3 Скифские интерпретации / Scythian Interpretations » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Страницы155 - 161 Опубликовано 2009-05-05 Опубликовано на SciPeople2012-01-05 17:40:53 ЖурналStratum Plus Journal


О различных формах диалога искусства степи и цивилизаций: к постановке вопроса
Е. В. Переводчикова (Москва, Россия) / Stratum Plus
Аннотация Статья посвящена различным формам диалога искусства степи и цивилизаций восточной и западной частей Евразийской степи. Д.С. Раевский замечательно описал межкультурные контакты скифского и греческого искусства в Северном Причерноморье, где греческие ремесленники изготавливали золотые изделия для скифских вождей. Согласно Раевскому, греки были знакомы со скифской мифологией и изображали на традиционно кочевнических предметах сцены из скифских мифов, но в своей собственной художественной манере. Образцы скифского искусства, изготовленные греческими мастерами, также обладают чертами греческого искусства. Пытаясь проследить подобные явления в восточных областях Евразии, мы можем обратиться к недавним археологическим открытиям — Филипповскому кургану и кургану Аржан-2, в которых были найдены золотые предметы скифского искусства; часть из них выполнена на высоком технологическом уровне иностранными мастерами. На некоторых изделиях есть стеклянные вставки, поэтому они не могли быть созданы кочевническими ремесленниками. Согласно последним исследованиям Р.С. Минасяна, железные тагарские кинжалы являются литыми, а не коваными, та же самая ситуация и с аржанским железным с золотом оружием. Но литьё железа в раннем железном веке было известно только в Китае, из чего следует, что эти предметы были сделаны китайскими мастерами для кочевников, так как эти вещи чисто кочевнические как по форме, так и по стилю изображения. Восточные предметы скифского искусства, изготовленные мастерами-некочевниками, не несут никаких инородных признаков в стиле их оформления. Единственное, что мы точно знаем, — что китайские ремесленники изготавливали железное оружие, а также тот факт, что стеклянное производство известно лишь на Ближнем Востоке и в Китае. Сравнивая восточный и западный типы межкультурного диалога, когда в обоих случаях иностранные мастера изготавливают золотые вещи по заказу кочевников, мы видим главное отличие в наличии или отсутствии инородных черт на предметах искусства. Эту разницу можно объяснить не разным уровнем технологий и знаний мастеров, а различными культурными установками как мастера, так и заказчика в обществе кочевников. Хотя результаты представленного исследования довольно скромны, они дают возможность поставить вопрос о различных моделях взаимодействия изобразительных традиций степи и цивилизаций на разных степных территориях.
Ключевые слова публикации:
   

Комментарии

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален