Профиль » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Опубликовано 2002-06-25 ЖурналЭлектронный журнал "Исследовано в России"


О влиянии изучения специальной теории относительности как элемента физической картины мира на развитие мировоззрения учащихся
Дворникова Г.В.
Дворникова Г.В. О влиянии изучения специальной теории относительности как элемента физической картины мира на развитие мировоззрения учащихся // Электронный журнал "Исследовано в России", 5, 937-941, 2002. http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2002/084.pdf
Аннотация В статье излагаются результаты эксперимента ,проведённого с целью исследования влияния совместного изучения двух тем "Специальной теории относительности" и "Физической карты мира" на развитие мировоззрения учащихся . В ходе эксперимента учащиеся были поставлены в позицию творческих исследователей , активно усваивающих ,работая с литературными источниками ,не только возникновение и развитие основанных на различных точках зрения систем научных взглядов на мир , представленных в различных ФКМ ,но и методы научного познания, исследовательские навыки. Демонстрация изменения наших представлений о мире на основе вновь приобретенных знаний позволила показать учащимся относительность знаний, их подверженность пересмотру. В процессе изучения ФКМ были систематизированы представления о мире, основанные на классической механике ,углублено понятие инерциальной системы отсчёта . В ходе рассмотрения электродинамической картины мира - взгляды на мир на основе электродинамики Максвелла проанализированы отличия теорий близкодействия и дальнодействия. Это позволило в последствии раскрыть основные черты современной научной картины мира воплощающей в себе всё богатство человеческих знаний, накопленных на протяжении многих веков, основанной на современном понимании мира , составляющей комплекс законов, определяющих строение и развитие Вселенной в целом и её частей . При изучении картины мира в СТО информация о неудачах в попытках обнаружить движение Земли относительно "Световой среды" помогла выработать у учеников объективные представления о процессе познания. Учащиеся сами , в процессе работы с литературными источниками ,проследили путь построения теории относительности, таким образом , раскрыв мир как систему связей и зависимостей .Проблемы же исследовались с применением пространственно-временных диаграмм, анализа формул , текстов .При знакомстве учащихся с различными релятивистскими эффектами им предлагалось интерпретировать изученные явления и эксперименты ,выявляя противоречие изученного с житейский практикой . Учащиеся учились видеть одно и то же явление с различных точек зрения , получая целостное представление о нём . Важное мировоззренческое значение имело понимание четырёхмерности пространства-времени , в котором мы живём . В процессе обучения учащиеся получили знания, на основе которых изменилось их видение и понимание мира , основанное на Картине мира в СТО, составляющей основу современной ФКМ.

Комментарии

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Этот комментарий был удален
Этот комментарий был удален