R Исследование мыслительной деятельности человека. » Обсуждения

нет

Bookmark and Share




О том, что такое состояние. За чем придется наблюдать, в какой форме публиковать отчеты.

апр 6, 2012 | 11:04

Об определении понятия «состояние».
 
Данная заметка пишется в связи с заданным мне вопросом-предложением-замечанием, вот его полный текст http://scipeople.ru/group/204/topic/5957/#9509 :

 

«Если Вы действительно заинтересованы в получении ОБЪЕКТИВНОГО результата (каким бы он ни оказался), то надо начать с операционализации понятий.
Для начала:
Что Вы понимаете под СОСТОЯНИЯМИ? Объяснения типа «все хорошо это понимают» не катят. Если можно чёткие, ОБЪЕКТИВНО РЕГИСТРИРУЕМЫЕ критерии оценки.»


 
Сделанное мне замечание своевременно, справедливо, уместно, целесообразно и полезно, поскольку в нем содержится то, на что я не обращал внимания и никак его не осмысливал. Я вообще не задумывался над этим вопросом, а задуматься следовало.
 
Как мы определяем понятие «состояние» при тех или иных обстоятельствах, с той или иной целью?
 
Любой человек имеет собственную систему восприятия, собственную мыслительную систему, с помощью которых и внутри которых отображается все то, что человек наблюдает вокруг и внутри себя. В результате осмысленной деятельности человек пытается дать те или иные определения тем или иным явлениям, феноменам, процессам, объектам. Но человек существо исключительно коллективное, ему жизненно необходимо общаться с себе подобными, обмениваться информацией, участвовать в коллективных действиях, а так же периодически уходить в себя, уединяться внутри себя. Любой человек одновременно проживает две жизни, одна снаружи во взаимодействии с окружающим миром и окружающими людьми, а вторая жизнь внутри себя, скрытая и никому не доступная.
 
Я предлагаю провести эксперимент, в ходе которого будут производиться наблюдения за самими собой, а для объективных оценок собственных состояний будут использоваться люди из контрольной группы.
Обратите внимание на то, что каждый участник данного эксперимента будет наблюдать только за своей собственной жизнью. Только за своей. То, что он будет наблюдать за людьми из контрольной группы, будет опираться на его личные представления, его личные понимания, на его сугубо личные определения того, что мы называем «состоянием». Обратите на этот факт, самое пристальное внимание.
 
В каких случаях человеку требуется согласовывать понятия, определения, стандарты общения, стандарты обмена информацией и прочие вещи, которые предназначены для коллективного пользования?
В вопросе уже содержится ответ.
С понятием «состояние человека» чаще всего сталкиваются и этим понятием чаще всего пользуются медики, врачи, целители, педагоги и т.п., т.е. те люди, которые теми или иными способами лечат, учат, воспитывают людей. Этим людям для обмена опытом, для обмена информацией жизненно важно согласовывать между собой любые понятия, любые термины, любые словесные формы, любые иные способы обмена информацией. Это коллективная форма деятельности, при которой крайне важно, чтобы у всех участников этого коллективного действа были бы одинаковые представления, одинаковые понятия, одинаковые стандарты по любым вопросам их взаимодействия.
 
В предлагаемом эксперименте не предполагается коллективное наблюдение, не предполагается коллективное сотрудничество на этапе проведения наблюдений. Коллективные действия планируются только на завершающих стадиях отдельных этапов наблюдения, ну и конечно после его завершения. Причем в этих коллективных наблюдениях не предполагается обмен информацией, в которой будут содержаться конкретные описания тех или иных конкретных состояний, которые наблюдались участниками эксперимента. Наблюдатели-исследователи в своих отчетах будут писать только свои выводы о схожести или несхожести их личных состояний с состояниями людей из контрольных групп. Если они сочтут необходимым, то отдельные наблюдаемые состояния опишут, опираясь на свое личное понимание и свой личный внутренний стандарт понимания термина «состояние».
 
Целью данного эксперимента не являются широко масштабные исследования. Целью данного эксперимента является личный практический опыт каждого наблюдателя-исследователя в проведении подобных наблюдений. Так же целью данного эксперимента является проверка тех утверждений, которые я озвучил в более подробном варианте описания данного эксперимента-исследования-наблюдения http://scipeople.ru/group/4370/topic/5969/, исходя из личного практического понимания и опыта.
 
Почему не нужно требовать от наблюдателей-исследователей полного детального отчета обо всех своих личных состояниях и состояниях наблюдаемых объектов?
Да потому что такие требования абсурдные и полностью бесполезные.
Ну кто согласится публично описывать все свои самые сокровенные интимные переживания, свои в высшей степени личные состояния и переживания.
Было бы полностью абсурдным затевать эксперимент, в котором обязывать добровольцев энтузиастов публично раздеваться на базарной площади.
В предлагаемом эксперименте каждый исследователь-наблюдатель при описании своих состояний и состояний людей из контрольной группы  будет пользоваться своими личными представлениями о том, что такое «состояние», он не будет описывать эти состояния публично, если только сам того не пожелает. В связи с выше сказанным нет ни малейшей необходимости проводить работу по стандартизации и унификации сугубо индивидуальных представлений о том, что же такое состояние человека.
 
Но есть смыл дать примерное описание тех состояний, за которыми нужно будет наблюдать и которые нужно будет анализировать.
Вот краткий примерный перечень того, за чем предстоит проводить наблюдения:
— я первый раз в жизни влюбился, испытал состояние безответной или взаимной любви;
— меня избили на улице пацаны, я испытал шок от бессилия и унижения;
— меня изнасиловал парень, я очутилась в сильнейшей депрессии, страдала и переживала, но так никому ничего не рассказала;
— я испытал сильнейший страх, потому что мне грозила опасность попасть за решетку, я совершил ужасный непростительных поступок в своей жизни, который лежит на моей совести до сего дня, хотя никто из людей ничего об этом не знает до сих пор;
— я заболел, мои жизненные силы оказались на самом минимуме;
— я оказался нищим и бездомным, мои жизненные силы оказались на самом минимуме;
— я лишился общественного признания, мои идеи никому не нужны, мои жизненные силы оказались на полном минимуме;
— я стремился обрести любовь матери, но она на меня не обращала внимание;
— я стремился обрести взаимную любовь девушки, создать с нею крепкую семью, но девушки на меня не обращали внимания;
— я стремился организовать работу в трудовом коллективе на более высоком уровне, я искал общественного признания среди своих коллег на производстве, но они не обращали на меня внимание;
— я стремился объяснить коллегам ученым, что сумел совершить настоящее открытие, но они не обращали на меня внимание;
— я сменил главную цель моей жизни, но все равно она не реализуется;
— я нашел себе свою вторую половину, но добился ее взаимности не любовью, а обманом, поэтому счастья так и не получил;
— и т.д. и т.п. это лишь примерная наметка.
 
Во время предлагаемого эксперимента добровольцы энтузиасты наблюдатели-исследователи будут вести наблюдения за собой любимыми (или нелюбимыми, кому как повезло в жизни). Наблюдению и анализу будут подвергаться любые в том числе самые сокровенные, самые интимные жизненные состояния. Наблюдатель не обязан публично рассказывать об этих переживаниях, о своих состояниях, он лишь наблюдает, сравнивает и анализирует. В публичных отчетах он пишет только окончательные выводы, например, вот в таком виде:
— сегодня у меня было состояние, которое полностью схоже с состояниями двух контрольных людей;
— в моем десятилетнем цикле в год моего рождения наблюдается четкая повторяемость моих состояний;
— анализируя 12-ти месячный цикл реализации моих жизненных целей я четко увидел последовательность следующих состояний и далее следует общее (ОБЩЕЕ) описание этих состояний в обобщенных фразах без раскрытия интимных сокровенных подробностей.
 
Главной особенностью данного эксперимента-исследования-наблюдения является следующее:
— каждый исследователь сам определяет о чем следует писать в публичном отчете, а о чем лучше промолчать;
— мне как организатору и вдохновителю данного исследования нужно только окончательный вывод каждого наблюдателя в предельно краткой форме: «Да, я обнаружил синхронизацию состояний, да, я наблюдаю цикличность моих жизненных состояний». Все, меня как организатора такие ответы наблюдателей добровольцев вполне удовлетворят;
— каждый исследователь-наблюдатель в награду за проделанную бесплатную работу получает уникальные практические навыки, о которых разговор пойдет отдельно. Ценность и полезность этих практических навыков безгранична, лишь бы наблюдатель-исследователь пожелал бы и предпринял усилия для развития и совершенствования приобретенных личных практических навыков. Но это другая тема, для другого разговора. Нам бы пока с первым этапом справиться.

 


Комментарии  

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования
Уважаемый Сергей Васильевич!
Бодаться с Вами у меня и в мыслях не было (да и неинтересно это). Я искренне пытался помочь Вам структурировать Ваши исследовательские порывы. Но, похоже, Вы в этом просто не заинтересованы, Вас, видимо вполне устраивает ситуация «каши в голове».
Утративший интерес, Новиков.
2012-04-06 13:26:15 · Ответить · · Ссылка
Очень жаль, Алексей Семенович, что вы решили ограничиться только наставлениями, но никак не высказали свое мнение о сути предложения, о сути того явления, которое я предлагаю коллективно исследовать и наблюдать.

Вы никак не высказались о наличии у вас того или иного мнения о наличии или об отсутствии того феномена, того явления, которое я предложил исследовать. Ваше настойчивое желание получить определение, описание словесного символа, которым я попытался обозначить данное явление, вместо того, чтобы обсудить само явление ( scipeople.ru/group/4370/topic/5969/#9519 ) меня поразило, но не удивило. Вы не одиноки, очень многие ученые за лесом деревьев не видят.

Я еще раз предлагаю Вам обсудить вот такие вопросы:
— наличие того феномена, который я предлагаю наблюдать;
— целесообразность подобных наблюдений;
— можно было бы обсудить возможные варианты его названия.

Но вы упорно желаете обсуждать только одно название того, что я предлагаю наблюдать, не задумываясь и не обращая на само явление, которое можно называть как угодно, любыми словесными символами.

Мой интерес к вашим комментариям тоже улетучился.
Прощайте.
2012-04-06 13:39:40 · Ответить · · Ссылка