Бюллетень медицинских Интернет-конференций » Архив номеров » Volume 3, issue 2 » Публикация

Поделиться публикацией:
Опубликовать в блог:
Опубликовано 2013-03-03 Опубликовано на SciPeople2013-03-03 22:58:00 ЖурналБюллетень медицинских Интернет-конференций


Басня XX века: расцвет и кризис
Желудкова А.А. Басня XX века: расцвет и кризис // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, Vol. 3, Issue 2, 2013, pp. 96-96
Аннотация Басня XX века: расцвет и кризис/Желудкова А.А.//Научный руководитель: д.ф.н., доцент Данилина Н.И./ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФКафедра русской и классической филологииБасня как жанр с момента своего появления была призвана высмеивать человеческие пороки. Сегодня количество людских пороков растёт, а количество современных басен стремится к нулю. Возникает вопрос: существует ли жанр басни в современной литературе?Перемена ценностей в обществе отразилась и на восприятии морали. Главным условием существования жанра басни является социальный заказ, т.е. потребность общества в литературе, содержащей басенные функции: сатирическую, дидактическую, философскую.Жанр басни был популярен в советский период. Советские басни отличаются не только острой сатирой, но и прямым выражением идеологии. Дидактическая функция их усиливается, так как в советское время поучение и обличение «неправильных» пороков было особенно востребовано. Например, в басне Д. Бедного «Порода» явно отражается одна из главнейших мыслей марксистско-ленинской философии: «Власть пролетариату!».Но что же произошло к концу XX века, если в XXI мы уже не можем наблюдать подобной популярности басен?  После  распада СССР исчезла советская идеология. В масштабах басенного жанра это вызвало исчезновение  социального заказа.Однако главнейшая цель – обличение человеческих пороков и предмет басни как жанра – сами человеческие пороки – никуда не делись. В наши дни можно наблюдать следующее явление: другие жанры, которые на сегодняшний день не только живы, но и превосходят своей востребованностью басенный жанр, дублируют функции, когда-то принадлежавшие жанру басни. Например, анекдоты забирают сатирическую функцию. Этот фольклорный жанр, короткая смешная история, передающаяся по обыкновению «из уст в уста», в настоящее время печатается в развлекательных отделах многочисленных газет и журналов. Что же до дидактической функции, то её забирают детские рассказы и побасенки, представляющие собой, как правило, четверостишья, последняя строка которых – сокращённая мораль. Широкой известностью пользуются, например, стихи Риммы Алдониной. Философскую функцию басни переняли афоризмы, которые также часто публикуются в литературных и обществоведческих Интернет-ресурсах.Таким образом, можно сказать, что роль басни в конце XX века (когда у басни исчезает некогда ведущая функция – отражение государственной идеологии) начинает всё более и более умаляться. На сегодняшний день басня не умерла как жанр, но передала свои функции другим жанрам. Смысл басни живёт и по сей день в её «потомках». Возрождение басни возможно, однако для этого потребуется соответствующий социальный заказ, который на сегодняшний день наше общество не готово предоставить.
Ключевые слова публикации:
       

Нет комментариев

Вам необходимо зайти или зарегистрироваться для комментирования