Бюллетень медицинских Интернет-конференций » Архив номеров » Volume 4, issue 5 » Публикация
Опубликовано
2014-06-23
Опубликовано на SciPeople2014-06-23 11:21:59
ЖурналБюллетень медицинских Интернет-конференций
Эпиграммы В. Гафта
Кулахметова Д.Р. Эпиграммы В. Гафта // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, Vol. 4, Issue 5, 2014, pp. 481-481
Аннотация
Эпиграммы В. Гафта/Кулахметова Д.Р.//Научный руководитель: к.ф.н., преп. Ремпель Е.А./ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РоссииКафедра русской и классической филологииВ XX веке русская эпиграмма переживает период негласного запрета, становится опасным жанром, как это было и во времена Пушкина. Обращение к этому жанру является проявлением гражданской позиции автора, его гражданской зрелости и смелости. В конце XX века в России в жанре эпиграммы стали известны поэт – пародист Александр Иванов и актёр Валентин Гафт, от эпиграмм которого, по словам современников, плакала вся Москва. Адресатом его эпиграмм стало известное автору актёрское сообщество, столичная богема. В эпиграммах В. Гафта прославляется Его Величество Искусство и честное служение ему. Так, о русском актёре Ролане Быкове поэт замечает: /Ему бы в сборную по баскетболу, //Какой-то чёрт сидит в нём, бес, //Всего-то два вершка от полу,//А звёзды достаёт с небес! / В эпиграмме, построенной на антитезе, величие таланта актёра раскрыто с помощью фразеологизмов «два вершка от полу» и «звёзды достаёт с небес». По признанию самого Гафта, именно Ролан Быков «сподвигнул» его на сочинение эпиграмм. Гимн человеческой честности и достоинству звучит в строках, посвящённых актёру Зиновию Герду, который получил на войне ранение, вследствие чего у него не сгибалось колено. Этот факт приобретает совершенно иное звучание – становится символом мужества и принципиальности:/О, необыкновенный Герд,//Он сохранил с поры военной //Одну из самых лучших черт//Коленом он непреклоненный./ Интересен фонетический рисунок эпиграммы. Преобладающий звук [о] – знак восхищения, преклонения автора перед героем его эпиграммы.Но эпиграмма — оружие обоюдоострое: пишет Гафт — пишут и на него. Гафт, как и великий Пушкин, сочиняет автоэпиграммы, что является признаком самоиронии, самокритичности:/Гафт очень многих изметелил //И в эпиграммах съел живьём. //Набил он руку в этом деле, //А остальное мы набьём. /Эпиграммы В. Гафта, как и А.С. Пушкина, отличает выраженная гражданская позиция, субъективность оценки людей и событий, они оригинальны и афористичны. Символично, что Гафт - лауреат почетной для поэтов Царскосельской премии.